В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.
Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.
Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.
Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.
Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:
- оклада, положенного по должности;
- оклада согласно имеющемуся классному чину;
- надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
- дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.
Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.
К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.
Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.
По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.
По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.
Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.
В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.