Дорогие опытные и начинающие родители, перед тем как применять малоэффективные методы кнута и пряника, подумайте:
как сильно вам самим хотелось зазубривать строение инфузории-туфельки и извлекать корни из комплексного числа после восьмичасового просиживания за партой?
Для ваших детей школа — такая же работа, на которую вы ходите ежедневно, и такая же мука, когда вы берете ее на дом.
И, к сожалению, наша система образования нацелена не на результат, а на хорошие оценки.
Отсюда нежелание учиться, постоянное состояние стресса у ребенка, нездоровая конкуренция, проблемы с успеваемостью и самооценкой.
И это мы еще не вспоминали о пятнадцати с половиной кружках, которые ваше чадо посещает «для общего развития».
Сегодня говорим о том, как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в младших и старших классах с минимум психологических потерь и желательно не из-под палки.
Содержание:
Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в 1 и во 2 классе
А теперь вспомните, как мама с папой привели вас в первый класс, вручили портфель и букет и послали учиться.
Сказать, что, оказавшись среди 30 других детей, ребенок испытывает стресс — не сказать ничего.
Особенно если до этого чадо находилось в окружении бабушек и не посещало садик.
Поэтому начинать подготовку к школе, чтобы выписывание палочек в прописях не превратилась в совместную детско-родительскую истерию, нужно заранее.
Познавательные навыки, навыки самоконтроля и концентрации внимания формируются уже в дошкольном возрасте.
А значит, заниматься с ребенком, учить читать, считать и писать нужно до 1-го класса.
А в пору последнего отпускного лета организовать крохе рабочее место, объяснить, что начинается новый этап в жизни, каким он будет и почему он так важен.
В начале пути ключевую роль играет соблюдение режима дня.
Многие родители жалеют первоклашек, позволяя им пребывать в полупраздном состоянии.
Не стоит этого делать, ведь в младших классах нагрузка невелика и рассчитана именно на приучение ребенка к учебе и пробуждению в нем интереса к знаниям.
Другой вопрос, если вы выбрали какую-то, по вашему пониманию, супергимназию, по возвращению из которой ребенок вынужден часами делать уроки. Это ваша гигантская ошибка.
В первом-втором классах выполнение домашнего задания должно занимать не более часа.
В противном случае, дело вполне может быть не в лени малыша или нежелании учиться, а в несоизмеримо больших нагрузках.
Приготовьтесь также, что от вас потребуется терпение и свободное время, чтобы объяснять материал и контролировать выполнение заданий. Попросту вам придется заново учиться в школе.
Многие родители ошибочно полагают, что это исключительно работа преподаватели.
Но класс в среднестатистической школе состоит из 20-30 учеников.
Даже самый хороший учитель не способен при таком количестве детей практиковать индивидуальный подход.
В то же время первый преподаватель для чада должен быть таким же авторитетом, как и вы.
Если учитель не нравится ребенку или не может донести информацию от слова “совсем”, стоит задуматься о переводе в другой класс или учебное заведение.
Со временем кроха при вашей помощи и понимании научится самостоятельной работе и уже примерно в 3 классе вопрос, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки, начнет уходить на второй план.
Вам останется только осуществлять легкий контроль и правильно мотивировать.
Совет: лучшее решение для выполнения домашних заданий в начальных классах — черновик. Ребенок выполняет уроки, вы проверяете, после чего задания переписываются начисто.
Как бороться с ленью и плохими отметками — наказывать или нет
Важно также понять бесполезность упреков в плохих отметках. На самом деле, это ваши переживания, а не переживания ребенка.
Статистика показывает: чем спокойнее родители реагируют на плохие отметки, тем чаще дети исправляются и выравнивают успеваемость.
А надзирательство и попытки заставить учиться насильно всегда имеют обратный эффект.
Мнения родителей разделились и насчет того, можно ли наказывать ребенка за неуспеваемость. Да, можно, но делать это нужно правильно.
И речь, разумеется, не идет о физическом наказании.
Допустим, вы договорились, что к обозначенному времени уроки будут выполнены и переписаны в чистовик.
Вместо этого по полу разбросаны тетрадки и книжки, чадо сидит, уткнувшись носом в телефон.
То есть ваш договор не был выполнен, и вы имеете полное право на некоторое время обменять смартфон на старую нокию без доступа к интернету.
При этом ни в коем случае не начинайте орать, рассказывать про хорошего соседского мальчика Колю и в картинках описывать, как именно ребенок испортил вашу жизнь.
Подойдите, обнимите и скажите: «Я тебя очень люблю, но телефон ты получишь обратно после того, как выполнишь обещанное».
Ребенок должен ощущать ваш авторитет — чувствовать, что вы добрый, но сильный.
Совсем по-другому дела обстоят с похвалой. Хвалить чадо за успехи — обязательное условие.
Если ребенок сделал что-то хорошо, разве это не повод сказать ему добрые слова?
Совет: иногда мамы и папы считают, что похвала портит и лишает стимула двигаться вперед. На самом деле нехватка добрых слов не дает ничего хорошего, помимо заниженной самооценки и чувства неполноценности.
Родители пытаются использовать и другой популярный прием — давать детям деньги в обмен на хорошие отметки.
После чего чада становятся шантажистами и, не получив финансовое вознаграждение, не особенно стремятся учиться.
Мотивировать нужно не деньгами, а совместным отдыхом, развлечениями, чем-то, что находится в сфере эмоционального удовольствия.
При этом с первого класса у ребенка должны быть небольшие карманные деньги.
Шпаргалка для родителей, как заставить ребенка делать уроки и облегчить процесс обучения
- Следите за тем, чтобы у крохи оставалась свободное время, когда он ничего не делает или делает то, что хочет: гуляет, читает книги, смотрит телевизор и т. д.
- Приступать к выполнению заданий лучше через час-два отдыха после возвращения из школы. По мнению медиков, время после 19.00 считается непродуктивным для умственной работы детей.
- Следите за тем, чтобы чадо ежедневно бывало не свежем воздухе.
- Не заставляйте посещать кружки, помимо воли. Если ребенок не хочет играть на скрипке, но мама или папа в детстве мечтали стать великими музыкантами, из затеи ничего не выйдет. Любые дополнительные занятия должны приносить удовольствие.
- Давайте ребенку больше самостоятельности — приучите собирать портфель, заполнять расписание, не доводите бесконечными вопросами, как там в школе, и тотальным контролем.
- В противостоянии "учитель-ребенок" принимайте сторону своего чада, если нет объективных доказательств обратного.
- Если видите явную неуспеваемость в каком-то предмете, задумайтесь о подборе репетитора. То же касается и предметов, которые даются легко — ребенок должен больше концентрироваться на том, что ему нравится. Таким образом отпадут сложности выбора профессии в подростковом возрасте.
- Не делайте уроки вместо чада и не позволяйте делать их бабушкам и дедушкам. Что вам важнее — знания или оценки? В институте вы тоже будете учиться вместо ребенка? И работать?
- Помните, что сначала выполняются домашние задания по сложным предметам, потом — по легким.
- В начальной школе дети не отличаются особенной усидчивостью, поэтому через каждые 30-40 минут обязательно делать пятиминутный перерыв.
Совет: ребенок должен понимать, что вы сильный и добрый, а значит, в очередной двойке можно признаться без страха и упрека.
Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки с 2 по 6 класс — основные причины неуспеваемости
Многие родители привыкли считать своих детей откровенными лентяями, однако если малыш с удовольствием выполняет какую-нибудь работу, занимается спортом или читает книги, то дело не в лени.
Среди самых распространённых причин:
- Страх неудачи — учительница отчитала ребенка на весь класс за неуспеваемость или это сделали вы, результат один. Чадо будет до последнего откладывать необходимость выполнения домашних заданий.
- Непонимание предмета или неумение в нем заинтересовать — проблема одинаково остро стоит и перед первоклашками, и перед старшеклассниками.
- Недостаток родительского внимания. На первый взгляд, кажется, что связи между неуспеваемостью ребенка и вами нет. Но она есть. Вполне возможно таким образом кроха пытается привлечь внимание.
- Предмет ребенку не интересен. Ваша задача в том, чтобы правильно замотивировать — похвалой, дополнительными часами отдыха или прогулкой, объяснить, чем геометрия или химия могут быть полезны в будущем.
- У ребенка не складываются отношения в школе — нет друзей, он стал объектом насмешек и т. д. В таком случае не будет ни желания идти на занятия, ни тем более выполнять домашние задания.
- Присутствует синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — к таким детям нужен особый подход.
Подробнее о том, как справиться с гиперактивным ребенком, можно прочесть в этой статье на нашем сайте.
Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в старших классах
Если в начальных и средних классах на ребенка можно повлиять силой родительского авторитета, то с приходом переходного периода ситуация усугубляется.
Ребенок растет, познает новое, меняется его система мировоззрения, случается первая любовь, появляются новые компании и увлечения. Какая уж тут учеба.
К тому же на кону всякие ЕГЭ и вступительные экзамены.
Сохранить человеческое лицо и нервную систему будет непросто всем членам семьи.
Помните, что «поступить чадо в вуз» проще, чем наладить безвозвратно испорченные отношения.
Бессмысленно просто кричать и заставлять что-то делать силой. Гораздо больше пользы принесут доверительные разговоры.
Но не о том, почему нужно учиться, чтобы зарабатывать большие деньги, а о жизни в целом. Это вам скажет любой психолог.
Еще лучше объяснять все на собственном примере.
Расскажите сыну или дочери, какими сами были в их возрасте, с каким проблемами сталкивались — ваша задача вызвать доверие.
Совет: если у вас дома принято читать книги и посещать культурные мероприятия, труда заставить ребенка учиться не будет. Если из всей печатной продукции — только каталоги из супермаркета, хорошего ждать не стоит.
Нельзя также запрещать ребенку общаться со сверстниками, чтобы оставалось больше времени на учебу.
Пусть друзья приходят в гости, вместе проводят время, делают задания.
Помогите подростку определиться с выбором профессии и особенно акцентировать внимание на предметах, которые понадобятся в будущем для поступления в вуз.
Вполне возможно также, что подросток просто не справляется с количеством информации, поступающей со всех сторон.
Не пытайтесь организовывать тотальный контроль, наказывать отлучением от ноутбука или отказом в карманных деньгах.
Если в младшем возрасте эти приемы еще могут сработать, то в старшей школе эффект будет противоположным.
Вам все равно придется прислушиваться к мнению чада.
При правильном подходе в большинстве случаев вопрос, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки в 15 лет, отпадает сам собой.
Когда период становления личности завершается, чадо постепенно возвращается к обычной жизни, осознавая необходимость дальнейшего образования.
Поэтому заранее не палите горячку: будьте добры, терпеливы и уравновешены, и ваши старания не пройдут даром.