Найти тему
Автоспорт

Для чего в ралли нужен штурман?

Гоночный автомобиль несётся по трассе. Пилот управляет мощной машиной, а в правом кресле сидит штурман, который несёт какую-то тарабарщину – слова, числа… Зачем же нужен этот "второй пилот"? Какая от него польза? Давайте разбираться.

Работа штурмана складывается сразу из нескольких важных обязанностей и главной из них безусловно является чтение стенограммы.

Пилот и штурман – экипаж в полном составе
Пилот и штурман – экипаж в полном составе

Что такое стенограмма? Это описание трассы (так называемого скоростного участка) от старта до финиша. Оно включает в себя условное описание поворотов (их направление, сложность, градация), а также различных ориентиров и особенностей дороги с обязательным указанием расстояний между ними.

Вот пример стенограммы экипажа Алексея Лукьянюка и Алексея Арнаутова – быстрейших российских раллистов, лидеров чемпионата Европы по ралли 2018 года:

Цифры и закорючки? А вот и нет! Это очень важная информация!
Цифры и закорючки? А вот и нет! Это очень важная информация!

А вот как Лёша Арнаутов читает стенограмму во время гонки:

Благодаря стенограмме пилот может вести автомобиль с максимально возможной скоростью для данных условий – со слов штурмана он знает, что его ждёт даже в закрытом слепом повороте.

Стенограмма записывается во время ознакомления с трассой – этот процесс ещё называют "пропиской трассы". Она проводится за несколько дней до старта ралли. Каждый участник обязан проехать ознакомление два раза – прописать трассу и проверить записанную стенограмму.

Алексей Лукьянюк и Алексей Арнаутов во время ознакомления с трассой
Алексей Лукьянюк и Алексей Арнаутов во время ознакомления с трассой

Как правило гонщики используют для ознакомления обычные гражданские автомобили. Ехать им необходимо соблюдая требования ПДД – за этим следят полицейские.

Для помощи при записи стенограммы гонщики прибегают к использованию счётчиков расстояния, а некоторые пилоты для упрощения записи градаций поворотов наносят на руль специальные метки, как показано на снимке:

Это руль автомобиля ознакомления другого российского раллиста Николая Грязина. Показаны градации поворотов
Это руль автомобиля ознакомления другого российского раллиста Николая Грязина. Показаны градации поворотов

Во время ознакомления пилот диктует штурману то, что он видит и что с его точки зрения необходимо отразить в стенограмме.

Любопытно, что едва ли не у каждого экипажа есть какая-то своя система записи стенограммы – базовых систем не так много, но каждый пилот и штурман привносят что-то своё, что подходит именно им. Поэтому сказать «вот у этого экипажа – лучшая система записи стенограммы» нельзя. Каждому своё.

Так что штурман – чрезвычайно важен. "По ушам" пилот в ралли едет намного быстрее, чем "на глаза". Это истина, с которой согласится любой настоящий раллист.

-5

Фото: Лина Арнаутова, Ярослав Фёдоров

Авто
5,66 млн интересуются