Гоночный автомобиль несётся по трассе. Пилот управляет мощной машиной, а в правом кресле сидит штурман, который несёт какую-то тарабарщину – слова, числа… Зачем же нужен этот "второй пилот"? Какая от него польза? Давайте разбираться.
Работа штурмана складывается сразу из нескольких важных обязанностей и главной из них безусловно является чтение стенограммы.
Что такое стенограмма? Это описание трассы (так называемого скоростного участка) от старта до финиша. Оно включает в себя условное описание поворотов (их направление, сложность, градация), а также различных ориентиров и особенностей дороги с обязательным указанием расстояний между ними.
Вот пример стенограммы экипажа Алексея Лукьянюка и Алексея Арнаутова – быстрейших российских раллистов, лидеров чемпионата Европы по ралли 2018 года:
А вот как Лёша Арнаутов читает стенограмму во время гонки:
Благодаря стенограмме пилот может вести автомобиль с максимально возможной скоростью для данных условий – со слов штурмана он знает, что его ждёт даже в закрытом слепом повороте.
Стенограмма записывается во время ознакомления с трассой – этот процесс ещё называют "пропиской трассы". Она проводится за несколько дней до старта ралли. Каждый участник обязан проехать ознакомление два раза – прописать трассу и проверить записанную стенограмму.
Как правило гонщики используют для ознакомления обычные гражданские автомобили. Ехать им необходимо соблюдая требования ПДД – за этим следят полицейские.
Для помощи при записи стенограммы гонщики прибегают к использованию счётчиков расстояния, а некоторые пилоты для упрощения записи градаций поворотов наносят на руль специальные метки, как показано на снимке:
Во время ознакомления пилот диктует штурману то, что он видит и что с его точки зрения необходимо отразить в стенограмме.
Любопытно, что едва ли не у каждого экипажа есть какая-то своя система записи стенограммы – базовых систем не так много, но каждый пилот и штурман привносят что-то своё, что подходит именно им. Поэтому сказать «вот у этого экипажа – лучшая система записи стенограммы» нельзя. Каждому своё.
Так что штурман – чрезвычайно важен. "По ушам" пилот в ралли едет намного быстрее, чем "на глаза". Это истина, с которой согласится любой настоящий раллист.
Фото: Лина Арнаутова, Ярослав Фёдоров