Пожалуй, в списке самых бестолковых, но и самых популярных вопросов, касающихся товарных знаков, этот занимает лидирующее место.
К слову, если кто не согласен, это мое личное мнение, основанное на практике. И смотрю я на эту ситуацию не со стороны Москвы, которая как известно "впереди планеты всей", а из глубинки, из города, чье имя никому ничего не говорит, пока не скажешь кодовую фразу "У нас Камазы делают и туалетную бумагу". И в отличие от Москвы, такой глубинки живущей по аналогичным правилам, хоть на Дальнем Востоке, хоть в центральной части России около 80%, как по правилу Паретто.
Поэтому давайте разберемся, а зачем?
Средство индивидуализации.
Если открыть Гражданский кодекс, то там говорится, что товарный знак /торговая марка /знак обслуживания это средство индивидуализации. То есть это некое обозначение, которое позволяет отличить твой товар, услугу, да и просто твою компанию, из "серой массы" таких же товаров, услуг, предприятий. И это безусловно выгодно, ведь кто будет покупать "просто Газировку", но люди будут покупать "Взрыв вкуса", потому что это привлекает внимание.
Отсюда первый ответ на вопрос "Зачем?" - Чтобы люди покупали именно твой товар, твои услуги, узнавали тебя и приходили именно в твою компанию!
Тебе это не надо? Тогда плыви и дальше в сером потоке того же самого, которое приелось всем, в сторону банкротства и разорения. Если у тебя не будут покупать, будут покупать у других, а без покупок это уже не бизнес, потому что не приносит прибыли.
Конкурентная борьба. Удар ниже пояса.
"Ну что?" скажешь ты, можно же просто нарисовать/заказать логотип покраше и поприличнее и пользоваться им. Можно, друг мой, можно! Но самое веселое начнется когда твой логотип и твое название вдруг появится на магазине, который тебе не принадлежит, или на товаре, который ты не производишь и твои вчерашние клиенты побегут туда, по разным причинам, а значит ты, вроде и имея свой красивый логотип или красочное и броское название, потеряешь своих клиентов, а твой конкурент за счет твоей репутации и твоего имени их получит. Как такой удар ниже пояса? Увы, но "это бизнес, детка" и тут многие не гнушаются использовать самые грязные приемы, чтобы заработать деньги.
И вот чтобы такого не было, была придумана защита товарных знаков - средств индивидуализации. Потому что зарегистрированный товарный знак охраняется законом, и попытки скопировать и использовать твой товарный знак, наказуемы как в гражданском порядке - от 10 000 до 5 000 000 рублей ( ст. 1515 ГК РФ ), так и в уголовном - лишение свободы до 6 лет ( ст. 180 УК РФ ) . Но если ты не позаботился о регистрации, увы твой "индивидуальный" логотип или название - пустышка, им может пользоваться любой.
Поэтому второй ответ на вопрос "Зачем?" - Чтобы защитить свой логотип, название от копирования конкурентами.
Так что, если решил выделиться из толпы, позаботься о защите - зарегистрируй свой товарный знак. Теперь то надеюсь убедительно? Но это не все, подолью еще масла в огонь.
Конкурентная борьба. Быстрый нокаут.
Слышал когда-нибудь про сквоттеров? Точнее про такой термин как "trademark squatters"? Если ты из такой же глубинки как я, то точно нет. В Москве же таких становится все больше.
Так вот, если ты вовремя не позаботился о регистрации своей торговой марки, то рискуешь стать жертвой таких вот сквоттеров. Что они делают? Видя что твой бизнес более-менее успешен и приносит прибыль, они самостоятельно регистрируют товарный знак на твой логотип, название товара, услугу, может даже доменное имя или название твоей компании, после чего уже ты получаешь иск на 5 000 000 рублей с риском условного срока лишения свободы на 2 года. Как правило это не просто наносит травму твоему бизнесу, а отправляет его в смертельный нокаут, без возможности восстановиться...
И вот, теперь ты, вроде и ведя бизнес, разработав свои средства индивидуализации, печатая свою авторскую этикетку на свои же товары, почему то должен доказывать что ты "не олень". Но увы, это бесполезно - по закону ты не прав, хотя и выглядит такая ситуация более чем странно. А все потому что поленился своевременно зарегистрировать свой торговый знак. Очень часто, прогуливаясь по местным торговым сетям, я на полках магазинов вижу много таких потенциальных жертв сквоттеров, и ведь не шевелятся, и обороты уже хорошие. На что надеются? Действительно "Гром не грянет, мужик не перекрестится". Хотя может причина как раз в том, что мало кто знает где находится наша глубинка. Но на моей практике уже два таких случая было - в первом случае жертва потеряла 10 000 000 рублей, во втором я помог быстренько упаковаться, прописав большое количество различительных особенностей и получив возможность зарегистрировать свой товарный знак с таким же названием как конкуренты из Москвы.
Так что третий ответ на вопрос "Зачем?" - Чтобы моментально не загубить свой бизнес, став жертвой профессиональных сквоттеров, или ушлых конкурентов.
Так что не стоит жадничать, и лучше потратиться на регистрацию товарного знака,чтобы потом не потерять весь свой бизнес. "Скупой платит дважды", а то и намного больше.
Светлое будущее. Развитие сети.
Но не только для защиты от конкурентов нужен товарный знак. Рано или поздно могут появиться единомышленники, которые захотят тоже работать с твоим товарным знаком, потому что у него есть постоянные клиенты, репутация, это бренд. И они смогут работать там, где тебе это сложно или проблематично. Такая работа называется франшиза - ты даешь другим право пользоваться своим товарным знаком за вознаграждение. То есть просто право пользования товарным знаком само по себе тоже можно продавать! А это уже дополнительный источник дохода.
В итоге товарный знак становится уже не просто средством индивидуализации, но и дает возможность для расширения, развития бизнеса через франшизу.
Отсюда четвертый ответ на вопрос "Зачем?" - Чтобы иметь возможность развивать бизнес за пределами своего города через франшизу.
В общем это 4 основных ответа на вопрос "Для чего нужен товарный знак, зачем его регистрировать?" Надеюсь ответил понятно и доходчиво.