Сегодня может показаться, что понятие «индивид» представляет интерес уже не как описание личности, но как набор информационных данных с уникальными значениями.
Работа швейцарского фотографа Клемента Ламбле «"Дополняющие" образы» («Collateral Visions») представляет собой размышление о том, что есть человек сегодня, в изменившемся, цифровом мире. С помощью технических средств, определяющих наше время, Ламбле создаёт визуальную среду, которая обнаруживает изменения, коренным образом повлиявшие на образ жизни и сознание современного человека.
Сочетание разных по природе изображений (мужской портрет, похожий на негатив, сетку фотографий низкого разрешения с отметкой цели на экране, концентрические круги, вписанные в снимок сетчатки глаза) призывает нас перевести внимание с тела на возможный способ его рассматривания. Отдельная часть проекта — стол, который включает репродукции картин, страницы из анатомического атласа, газетные вырезки и другие архивные материалы.
Просмотр всех частей проекта одновременно с удовольствием от созерцания сложного визуального ряда приносит состояние тревоги. Особенно остро эту ситуацию обнаруживает видеоработа «Встреча на расстоянии» («A Distant Encounter»). На протяжении двух минут мы становимся свидетелями нетипичной ситуации наблюдения. Мы видим движение оптического прицела, которое происходит вокруг человеческой фигуры. Ролик прерывается в момент, когда объект наблюдения направляет взгляд в нашу сторону. Неясность концовки порождает напряжение.
По словам автора, первым, волнующим его вопросом, является чувство страха, опасности, которое создают технологии слежения. Изначально используемые военными, сейчас они распространены повсеместно.
Ламбле задаёт закономерный вопрос: насколько гуманно и правомерно анонимное наблюдение. Фотографии, полученные из видеозаписей, сделанных дроном, постановочные портреты, выполненные с помощью сканера в аэропорту, данные скрытых камер и архивные документы из многочисленных досье не только демонстрируют тотальность наблюдения. Художника интересует, насколько эти методы оправдывают «официальные» цели применения (об этом может сообщать вырезка из газеты с заголовком «Анализ метаданных не предотвратил терактов в Париже», помещенная на стол).
Фрагменты записей современных технологических устройств наблюдения извлекаются автором из контекста общего использования, чтобы сформировать визуальное высказывание о месте человека в системе алгоритмов и компьютерных изображений, порожденных современным обществом тотального контроля и слежения.
Через это размышление автор подводит нас к риторическому вопросу: а что есть человек вообще в этой новой системе счисления? Ламбле выразительно формулирует его с помощью постановочных ростовых портретов мужчины и женщины, сделанных сканером в аэропорту. Они отсылают нас к образам Адама и Евы (и поддерживаются репродукцией картины с аналогичным сюжетом) — фигурам, символизирующим необратимый переход в новые условия.
Полную версию проекта вы можете увидеть на сайте автора.
Текст: Мария Кокунова
Редактор: Юрий Гудков
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.