Никому не известно, сколько жизней на самом деле унесла трагедия в Кемерово. И мы не берёмся говорить об этом — цифра не меняет масштаба трагедии.
Мы не будем винить систему, не будем сокрушаться о собственном бессилии. Мы ответим на немой вопрос всех и каждого: а мы бы сгорели? И призовём всех к личной ответственности. За себя и за своих близких.
Редакция UFM поговорила с теми, кто сейчас работает в торговых и бизнес-центрах и, собираясь по утрам, прокручивает в голове кемеровский сценарий. Каковы их шансы вернуться домой?
«Я в торговле с 18 лет. И за это время «посчастливилось» поработать в нескольких торговых центрах. Могу сказать на все 100%, что нормы и техника безопасности в них совершенно не соблюдены. Яркий тому пример - самый проходимый торговый центр Гринвич. 2,5 года назад, работая в компании Jamilco, я открывала магазин DKNY в новой очереди (где Гипербола). Очередь сдали и состоялось грандиозное открытие, НО она была совершенно непригодной ни для работы, ни для посещения. Начну с того, что не работала ни система вентиляции, ни система пожарной безопасности, как я выяснила спустя неделю работы магазина. В подсобном помещении (склад) начала коротить проводка, девочки-продавцы обнаружили задымление и запах гари. Когда пришёл техник ТЦ, якобы никаких явных проблем он не нашёл. Через неделю инцидент повторился, но нас заверили, что это более не повторится и проблемы устранены. Задымление было, но ни один датчик не сработал, что странно. Ещё через неделю очередь просто залило водой. В соседнем магазине Timberland и New Balance (также компания Jamilco), склад просто плавал в воде. Нанесён урон товару. Возникают вопросы, каким образом новая очередь могла быть полностью сдана? Если уже в первый месяц в магазинах происходят проблемы с проводкой, а трубу с водой просто не выдерживают напряжения? Кто принимал его? Кто согласовал? Первые два месяца в очереди просто не было отопления. Мои сотрудники вместе со мной мерзли в шерстяных носках. Грелись на складе, периодически одевая пуховики. Девочки заработали себе цистит. Администрация только разводила руками: «Мы все наладим, новое помещение, нужно время, сами понимаете».
Из хорошего могу только сказать про МЕГУ. На сегодняшний день, это единственный ТЦ, в который ты просто напросто не попадёшь на работу, если не пройдёт обучение по технике безопасности. Как только администрации поступает заявка о новом сотруднике магазина, тут же поступает направление на обучение. Сотрудник приходит и в течение часа слушает лекцию и смотрит видео о пожарной безопасности и безопасности труда. Только после этого он может попасть на работу. В противном случае, пропуск он не получает и идёт домой»
ТЦ Гринвич.
«Только сегодня ситуация была (27 марта - прим. ред.) — видимо проверка какая-то. Врубили тревогу, но проблема в том, что она была слышна только в зале. Я была на 8 этаже, там офис, и у нас ничего не было слышно. Нам только менеджеры сказали, что у нас пожарная тревога. Если бы реально было такое происшествие, мы бы, наверное, сгорели»
ТЦ Chrystals, Золотое Яблоко.
«У нашего супермаркета есть отдельный выход на улицу, у нас обучения проходили, как нужно действовать, если пожар, взрыв или что-то такое. Служба безопасности контролирует выход, он открывается»
ТЦ Пассаж, Золотое Яблоко.
«Уже несколько лет работаю в ТЦ МЕГА. Для меня это самый безопасный торговый центр. Каждое утро до открытия ТЦ проверяют систему оповещения при эвакуации. Часто проходят учебные эвакуации. Несколько раз была не учебная эвакуация - система срабатывает моментально. Будь то малейший дым или угроза. Вся охрана ТЦ без исключения знает алгоритм эвакуации, никто никуда не убегает, помогают всем покупателям. В общем, работают четко и слаженно. Везде есть указатели, куда бежать. Все эвакуационные выходы всегда открыты! Все аспекты, касаемые пожарной безопасности в любом магазине также часто проверяются. Смотрят наличие, кошмы, гидрантов, огнетушителей, их исправность, опрашивают сотрудников на знание алгоритма эвакуации и знание действий в чрезвычайно ситуации. Также смотрят, не перегорожены ли эвакуационные выходы. Что касается нашего магазина, то все без исключения знают действия при ЧП, постоянно проводят тренинги по пожарной безопасности»
ТЦ МЕГА, H&M.
«Про Park House не могу ничего особенного сказать, работала недолго. В ТЦ мало охраны. Если в МЕГЕ на каждом шагу стоит охрана, которая сможет среагировать и направить людей, то у нас нет. И ещё знакомые ребята, которые работают в ТЦ, говорят, что когда была один раз эвакуация, то системы оповещения не было. Но это было давно, так что за ситуацию на сегодняшний день не могу ручаться»
ТЦ Park House, H&M.
«Нам 1 раз проводили инструктаж по технике безопастности при пожаре. Я работаю на 50 этаже , один из вариантов спасения при пожаре , это дойти до смотровой площадки 2 этажа и там ждать вертолёт, но если очаг возгорания будет наверху, то это не сильно меня спасёт. Нам рассказывали , что у Высоцкого очень большой запас воды, и этот запас сможет потушить пожар. И есть специальные комнаты, где можно спастись от пожара»
БЦ Высоцкий.
«Я работаю тут уже очень давно, и первый инструктаж у нас проводился, когда было массовое минирование ТЦ, на котором рассматривались разные ситуации. В каждом магазине есть огнетушитель, eсть 2 запасных выхода, по разные стороны, от моего бутика справа за эскалаторами есть лестница, и есть на противоположной стороне, но она закрыта обычно. Если бы пожар был там где эскалатор, то выбраться мы бы смогли только бы если разбили дверь. Хотя на каждом этаже стоят охранники, я думаю, они помогут сориентироваться, если что»
ТЦ Limerance.
«При приеме на работу мне показали эвакуационные выходы, но никакого инструктажа по технике безопасности произведено не было. Хотя до такого момента вообще не задумываешься, как там все устроено и организовано. Охранники мне попадались очень строгие, но не знаю, насколько они компетентны. Когда город захлестнула волна минирований, Гринвич эвакуировали очень быстро, буквально за несколько минут. Но на всяких супер массовых мероприятиях мне становится страшно. Огромный Гринвич не может стерпеть толпу народа, на таких мероприятиях все очень неорганизованно, и иногда становится страшно, что если что-то случится, начнётся давка. Поставила бы 3 по пятибальной шкале»
ТЦ Гринвич, Mango.
«У нас нормы безопасности такие, что к открытию ТЦ так и не была установлена система дымоотвода и пожарной сигнализации, предположительно этого до сих пор не сделано.
Вопрос решался взяткой нескольким ветвям власти этого региона. Что там сейчас я не знаю, возможно, хозяин и решился улучшить меры безопасности, но я в этом не уверена... Как бы зачем ему это, если до этого все устраивало»
неизвестный ТЦ, г. Курган.
«Инструктажи не проводятся, огнетушители есть, пожарный выход в нашем ресторане закрыт, но он через кухню, открывается персоналом в случае чего, пожарных выходов много, но в силу отсутствия инструктажа никто не знает, какие действия нужно совершать в случае ЧС, но управляющие, менеджеры и хостес во время эвакуаций выводят людей, таблички с указателями пожарного выхода есть везде»
ТЦ Гринвич, Своя Компания.
«Инструктажи проводились почти каждый месяц, знали где лежит каждый огнетушитель и что делать при пожаре. Проверки каждую неделю не по разу, эвакуационные выходы все открыты всегда. Когда были эвакуации, охрана всех руками прямо выталкивала, в МЕГЕ к этому очень серьезно относятся и пока всех из магазина не выведут, охранники не уходили.
Один раз при реконструкции магазина, соответсвенно посетителей в нем не было, оштрафовали директора за то, что они собрали мусор около эвакуационного выхода, собирались выкинуть и не успели»
ТЦ МЕГА, Спортмастер.
По утрам до открытия проводится проверка систем противопожарной безопасности: сирены и противодымовые шторы, находящиеся на каждом этаже в разных секциях, направление людей к выходу, персонал может воспользоваться эвакуационными выходами на складе. Магазины сети Indetex отправляют отчеты в головной офис о наличии огнетушителей и прочего несколько раз в месяц. Сегодня (27 марта - прим. ред.) множество раз отписывались об остановке и оснащении помещения в случае чего. Так же проводится инструктаж персонала и проверка знаний минимум раз в полгода.
ТЦ Гринвич, Oysho.
UNO-fashion MAG
Prod: Sparks! Production
Text: Артем Хачатрян, Нелли Оганесян, Лена Луканина, Светлана Крапивина, Антонина Брюхова, Серафима Голдобина, Анна Триер
Design: Лена Луканина