Найти тему
военная правда

"Не робейте, девчонки! Прикроем!"

Из-за облаков вынырнули наши истребители, четыре красавца Як-3, и тут же в радиоэфире раздалась ставшая почти сакраментальной, фраза: «Не робейте, девчонки! Прикроем!». Относилась фраза ко всем без исключения экипажам пяти Пе-2, вылетевших сегодня на бомбежку танков и артиллерии противников.

Самолёты уже почти у линии фронта, и тут я замечаю, что наша «пешка» начинает отставать от строя, вопросительно смотрю на своего летчика.

- Правый двигатель сдает, - говорит мне Тоня Спицына, заметив мой взгляд.
- «Возврат» или дотянем до цели? – задаю я вопрос.
- Постараемся.

Машина остаётся на курсе, мы летим дальше, немного тревожно смотрим, как уходит вперед наша группа, а вместе с ними истребители прикрытия.

Несколько минут полёта и мы уже почти над целью, рядом с нами, оставляя черные облачка, начинают разрываться зенитные снаряды. Тоська ведет машину уверенно маневрируя между огненными шарами взрывов. На земле дымовая завеса, горят пораженные нашим звеном цели. Замечаем скопление техники и выполняем заход, сброс бомб, цели поражены. Заходим еще раз, фиксируем уничтожении целей на «АФу» (аэрофотоаппарат), разворот, ложимся на обратный курс.

Задание выполнено, настроение прекрасное, самолёт летит хоть и медленнее, чем обычно, но достаточно уверенно. И вдруг слышу крик Тоньки:

- Штурман, «Фоке-Вульф», сверху, справа!

Разворачиваюсь и вижу, как на нас заходит немецкий истребитель, вот-вот и наш самолёт окажется под огнем противника, почти не целясь открываю огонь. Стервятник отворачивает в сторону.

- Еще один, снизу, сзади! – кричит уже наш стрелок-радист Рая Радкевич.

Почти сразу слышу, как начинает работать её пулемёт, но и второй немец также уходит с линии огня. И тут первый истребитель появляется в «мертвой зоне» нашего самолёта. Я могу даже рассмотреть лицо этого немца, идущего снизу-справа от нас. Я его вижу, а сделать ничего не могу, на «пешках» снизу-сбоку мёртвые зоны, ни один пулемёт достать туда не может. А немец начинает заходить на нас, Тоська бросает самолёт в сторону, и трассы немецкого пулемёта проходят мимо. После первой атаки, второй истребитель начинает свою атаку, и снова Тонька уводит машину из-под огня. В это время я замечаю, как первый истребитель делает разворот, чтобы снова зайти к нам в хвост, он идет справа от меня, сверху-вниз. Я разворачиваю пулемёт, стараясь успеть, пока он снова не ушел из зоны обстрела, начинаю стрелять, но поздно, пули моего пулемёта проходят сзади немца. Но неожиданно «Фоке-Вульф» начинает дымиться.

- Что!? Как я смогла в него попасть!? – радостным криком вырывается мое удивление.

И тут же я замечаю, как сверху, догоняя немца, пикирует самолёт с красными звездами. Именно он и сбил вражеский истребитель.

- Наши! Истребки! – кричит Тонька.

Я поворачиваю голову влево и вижу, как второй Як, атакует другой немецкий самолёт. Немцы так увлеченно пытались нас сбить, что не заметили наших ребят. Через несколько секунд все кончено, один немецкий истребитель врезался в землю и взорвался, а второй поспешил ретироваться.

Истребители проводили нас до безопасной зоны, покачали крыльями и ушли на свой аэродром, а мы через несколько минут, стояли возле самолета.

- Пойдемте отдыхать, девчонки, - сказала Тонька, затягиваясь сигареткой. - Завтра снова в бой!

На основе воспоминаний Брок-Бельцовой Галины Павловны.

Если вам понравилось, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.