Найти в Дзене
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПЕ

Про “змейки”, апексы, баню и “гвозди”. Школа водительского мастерства Quattro

Начало занятий назначено на 9.30 утра, а ровно в девять за окном хоть глаз выколи – абсолютная темнота! Тут не за руль, а обратно в постель хочется. Инструкторы во главе с известным раллистом Евгением Васиным поговаривали за завтраком, что никогда раньше им не приходилось проводить занятия в условиях столь короткого светового дня. Тем не менее, в 9.30, после короткого инструктажа, выходим на лед. Светает еле-еле, ночь упорно не хочет отступать. К десяти часам день все же берет свое, и мы рассаживаемся по восьми машинам, стоящим на темному льду глубокого Укшозера.

Упражнения построены по принципу “от простого к сложному”. Начинаясь обычной низкоскоростной змейкой, их ритм постепенно становится более “рваным” – меняются радиусы поворотов и дистанция между ними. Покрытие очень скользкое и неоднородное, приходится филигранно дозировать тягу и усилие на педали тормоза, чтобы не допустить пробуксовки или блокировки колес. Маневр приходится начинать намного раньше конуса, которым отмечен апекс, со скидкой на неминуемое скольжение. Опоздаешь – вылетишь наружу или не получишь хорошего “выхода”, начнешь тормозить и поворачивать раньше – потеряешь и без того мизерную на льду скорость. При этом в “створе” автомобиль уже должен стоять так, чтобы по прямой (разгоняясь максимально эффективно) достичь следующего поворота.

-2

Вроде бы ничего сложного, азы пилотажа, но они позволяют выработать единственно правильные навыки – разгон, сброс газа и торможение для того, чтобы нагрузить переднюю ось и дать управляемым колесам зацепиться, фаза поворота или скольжения, в которой машина выставляется для последующего ускорения, – и опять, и снова. Возможно, на бумаге все это выглядит легко и даже скучно, но в реальности требует постоянной концентрации и четкой работы всеми органами управления, что непросто и очень интересно. Появляется привычка, навык, и это, пожалуй, самое важное – дать водителю понять, что и на таком скользком покрытии автомобиль может быть послушным и управляемым. Многократное повторение позволяет управлять автомобилем на уровне подсознания.

Из этого сосредоточенного состояния тебя время от времени вырывает голос по рации – общение с инструкторами происходит в одностороннем аудиоформате. Определенной степенью поощрения можно считать как можно более редкое упоминание номера твоего автомобиля в эфире – нет замечаний, значит, ты все делаешь правильно. А откровенной похвалы от Васина сотоварищи не жди – на это у них нет времени, нужно помочь другим, справляющимся менее успешно.

-3

Полпятого вечера, снова темно. Уставший, но довольный, поднимаюсь от озера к гостинице. До ужина еще далеко. Может, в баню? Ничто так не снимает напряжения и усталости, как настоящая русская баня. Супружеская чета банщиков отработала на ура. Хочешь – растирание медом и солью, хочешь – парилка с первоклассными дубовыми веничками, хочешь – можжевеловый матрац, хочешь – холодный морс! Рай на земле! Словно заново родился! И на следующее утро мне уже не пришлось просыпаться в кувыркающемся автомобиле. Мне снился сон гораздо более приятного содержания. Даже не про машины…

-4

Выпавший на второй день долгожданный снег позволил организаторам выстроить на льду импровизированную трассу с четкими границами. Разметив ее сначала детально, обозначив конусами места входа и выхода из поворота, а также апексы, инструкторы постепенно усложнили задачу, убрав сначала “вход выход”, а потом и «вершину», приучая постепенно к идеальной траектории. Впоследствии это очень пригодилось во время парных состязаний, где каждый имел возможность «похвастаться» тем, чему он научился за эти два дня упорных тренировок. Ну а на десерт – мастер-класс от Евгения Васина за рулем той же А6, но на “гвоздях” – спортивной резине с шипами 4,5 мм. Это тот еще аттракцион! Конечно, нестись по ледяным просторам озера не так страшно, как, скажем, по лесу на раллийном автомобиле. Но все же, когда ты смотришь на спидометр и понимаешь, что ты в этом месте полз 50 км/ч, а Васин летит боком все 100, или ощущаешь, казалось бы, невозможный для льда зацеп, когда он перекладывает автомобиль на скоростях около 140, эмоций хоть отбавляй! Отличный мастер, замечательный гонщик! Нам прокатиться на боевом шипе не дали– не готовы мы, это понятно. Это совсем другая история, другая школа, другие навыки.

P.S. При подготовке данного материала ни одного автомобиля не пострадало.