Найти тему

Как послужить Богу у кухонной плиты? Рассказывает Андрей Ткачев.

Оглавление
По понедельникам на канале "Царьград ТВ" клирик храма святителя Василия Великого — Патриаршего подворья в с. Зайцево Одинцовского района Московской области отец Андрей отвечает на вопросы подписчиков. Самые интересные ответы - на нашем канале!

Раба Божия Людмила спрашивает: что делать с подарком, если знаешь, что он украден?

Краденое брать в дом свой нехорошо в любом случае - это некий огонь, который сожжет все ваше имущество. То есть, если это цветы, то они завянут. Если торт - он скиснет или его съедят. Но если это какие-то долгоиграющие вещи, например, одежда или предметы бижутерии, или ювелирные изделия, (ворованным может быть и автомобиль в конце концов, да что хочешь может быть ворованным) – то, конечно, лучше сказать человеку, о том, что вы знаете о происхождении этого подарка и о том, что вы не хотите его брать. Что вы боитесь Бога, вам на совести нехорошо. То есть, лучше всего не превращаться в хранителя краденого. Мало того, что это может просто родить проблемы - если вы в ломбард снесете что-нибудь, подаренное вам, а эта вещь как раз будет в розыске, то потом выйдут на вас и будет масса разных неприятностей. Вы вынуждены будете дать показания на этого человека. В общем, обезопасьте себя от многих возможных неприятностей, тем что вы не берете краденого и все.

Спрашивает Оля Антонова: как может послужить Богу домохозяйка, убираясь в своей квартире, готовя еду для своей семьи, стирая свое белье, делая ремонт для себя?

Ну, уважаемая Оля, в том, что вы перечислили, нет ничего плохого. Вы, как пчелка будете трудиться дома, стирая свое белье и домочадцев ваших, готовя еду для них и так далее – молиться вам кто запрещает? Вы занимаетесь простыми хорошими вещами, требующими очень много времени и сил и энергии, то есть вы будете отдавать себя своей семье - что в этом плохого? Как это может помешать вам спастись?

Но кроме того, я должен сказать, что человек не живет в таком атомарном состоянии полной изолированности. Он не является вещью себе, совершенно замкнутой. Вы неизбежно общаетесь с соседями и соседками, с учителями своих детей (если у вас есть дети и они уже ходят в школу), еще с кем-то. Поэтому у вас всегда будет возможность сноситься с внешним миром и делать добро еще кому-то, кроме своей семьи. Я не верю, что вы будете в такой ситуации, при которой все, что вы делаете, будет изолированно направлено только на ваших домочадцев.

Такой ситуации в общем-то и не бывает - даже раб, обслуживающий интересы своего господина - например, Эзоп, известный всем нам баснописец - он ходил на рынок, и все эти свои притчи, которые достались нам от него - были произнесены среди торговых рядов, где он выбирал зелень, мясо, рыбу. Он перекидывался шутками с такими же рабынями и рабами, продавцами, свободными гражданами, беседовал с ними и как-то влиял на них, а они влияли на него.

Вы все равно общаетесь с кем-то, поэтому не нужно изображать из себя уж такую совсем затворницу, которая только и делает, что готовит для себя, стирает для себя, выбирает для себя.

Даже если так и есть, все равно вы можете молиться Богу - это самое главное занятие в мире. Стирайте и молитесь, варите и молитесь - этого хватит, чтобы спасти душу. Но кроме этого, есть наверняка еще ситуации, где вы выходите за пределы своей семьи, иначе не бывает.

Если после Страшного Суда муж будет в раю, а жена в аду; или родители будут в аду, а дети в раю - разве могут те, кто в раю быть в радости, зная, что близкие в данный момент мучаются? - спрашивает Максим.

Совершенно справедливый вопрос. Он неизбежно возникает перед человеком, и ответ на него двояк: во-первых, мы, рассуждая по-человечески, не сможем быть счастливы, созерцая, видя или просто зная о страданиях тех, кого мы любим. Не можем - поэтому хотелось бы, чтобы все мужья были в раю вместе с женами, все дети были в раю вместе с родителями. Чтобы любящие сохраняли неразрывный союз друг с другом и в другой жизни в грядущем царстве, и чтобы один тащил другого за собой, и все были рядышком.

Такова, собственно, суть любви: она тащит за собой. Один верит больше, другой меньше - но они любят друг друга, и тот, который верит больше, он, по сути, тянет за собой того, который верит меньше - это в жизни происходит постоянно.

Ну, а если и представить себе такой кошмарный вариант, при котором они разлучены разным образом жизни, как написано: «два будут на кровати, один возьмется, другой оставится», то в этом случае, не нужно допускать еще вот что – человек, попадающий в иной мир, грядущее царство, человек видящий Христа лицом к лицу, может быть настолько пленен благодатью, настолько полон настоящей жизнью, что у него может не остаться ничего в памяти и в переживаниях, ощущениях, чтобы связывало его с кем бы то ни было вообще.

Такой вариант тоже нужно допускать, и об этом тоже говорится у некоторых святых - они говорят: Бог будет всяческое во всех. Полнота Богом каждого человека сотрет вчерашний день и, боюсь, не останется места для тех сентиментальностей, которые мы сейчас переживаем. То есть, мы думаем по сегодняшнему, пока что по-человечески, по земному. В этих мыслях нет ничего плохого, но имейте ввиду, что там будет все по-другому.

Поэтому, суммируя, все-таки я хотел бы сказать, что было бы очень славно быть полным Богом вместе со своей любезной супругой, со своими дорогими детьми, чтобы они были рядом. Конечно, это решение всех проблем. Так давайте помогать друг другу спастись, давайте делать все для того, чтобы входили в рай мы не одинокими эгоистами, а целыми семьями, целыми группами, целыми общинами, целыми гроздьями ягод на виноградной кисти. К этому надо стремиться.

Потеряем ли мы радость рая, если этого не случится? Может быть нет, поскольку там совсем другой мир. Но, может быть и да… Оставим этот вопрос несколько открытым, имея ввиду его сложность и неизвестность для нас нашего будущего. Оставим здесь какой-то зазорчик, щелку оставим, чтобы не все до конца пытаться объяснить.