Перед тем, как садиться писать презентацию и репетировать вдохновенную речь, вам надо понять, как думает инвестор. Ни один человек, который решает вложить деньги в чужой проект не делает это на благотворительных началах и только потому, что ваша идея показалась ему спасительной для Земли, человечества или экономики.
Держите это в уме — глядя на вас, думают, а смогу ли я заработать на этом, как много и насколько это рисковано.
В своем Телеграм-канале Аркадий Морейнис опубликовал 10 правил бизнес-ангела. Изучите некоторые из них, чтобы понимать, как мыслит человек, у которого вы собрались просить денег.
- Инвестировать нужно не в идею, которая нравится, а в людей, в которых веришь.
- Точка приложения твоих усилий — не проект, а его основатели.
- Не заставляй создавать продукт для себя, ты один — слишком маленький рынок.
- Придумать — означает не выдумать, а найти.
- Не трать время на обсуждения из серии «давайте сделаем вот это» — только «давайте добьемся такого-то результата».
Первый вывод — держите в уме тот факт, что инвестор оценивает вас в не меньшей степени, чем проект, с которым вы к нему пришли. Вас и вашу команду — репутацию, известность, рекомендации. Рекомендации очень важны и самый лучший расклад, если вас представляет инвестору тот, кто уже удачно вкладывался в ваши проекты.
Майкл Сайбл — партнер Y Combinator — рассказывает, что у вас должно быть два варианта презентаций.
- На 30 секунд, если о вас ничего не знают и надо быстро рассказать о проекте.
Такая презентация состоит из трех предложений — чем вы занимаетесь, какой объем вашего рынка и каких первых результатов вы добились. Выражайтесь понятно. Помните, что о вас и вашей работе инвестор даже не слышал. Например, наше приложение помогает заработать на рынке недвижимости — это плохо. А вот наше приложение помогает сдать лишнюю комнату посуточно — это хорошо.
- Вторая презентация — на 2 минуты, если проектом заинтересовались. В ней добавляйте еще 4 момента — уникальность, как вы собираетесь зарабатывать, команда и просьба. По два предложения. Вы должны четко рассказать, чем отличаетесь от конкурентов, на чем заработаете, насколько надежные у вас партнеры и сколько денег и на каких условиях вы просите.
Готовить речь на 10, 30 или 60 минут, как делают многие — чепуха. Все основное можно рассказать за пару минут, но чем больше вы говорите, тем выше риск ляпнуть то, что не понравится инвестору.
Если у вашего бизнеса есть проблемы, но вы знаете, как их решить, не бойтесь говорить о них инвестору. Это только докажет, что вы хороший менеджер и сумеете грамотно распорядиться деньгами. Например, если у вас были просрочки по кредитам, расскажите, что произошло и как все уладили. Хуже, если потенциальный инвестор откажется, когда сам что-то узнает.
Не бойтесь задавать вопросы.
Спросите, чем инвестора привлек ваш проект, почему он решил вложиться в него. Если отказ, то тоже обязательно уточните почему. Используйте эту информацию на будущих переговорах.
Старайтесь не выглядеть обделенными и слабыми. Раз вам нужны деньги, инвестор по умолчанию чувствует себя в выигрышной позиции. Никогда не говорите, что не можете ничего сделать без денег. Покажите, что у вас крутая команда, что вы вкладывает все свои силы в работу и уже получаете первые результаты. Дайте понять, что вокруг полно бизнес-ангелов, готовых поделиться деньгами.
Подписывайтесь на каналы Большой Птицы Вконтакте и Фейсбук
Пишем про бизнес: управление, продажи, финансы, технологии. Рассказываем о важных изменениях в законодательстве.