Возможные риски инфляционных процессов
Ещё одним фактором, оказывающим влияние на дальнейшую стабилизацию и прогнозируемость инфляционных показателей, является зависимость обеспечения разработанных программ социально-экономического развития страны от заложенных на эти цели бюджетных средств. Большая часть финансовых поступлений в бюджет, это налоги от экспорта сырья. И такие показатели, как укрепление национальной валюты и дальнейшее понижение коэффициента инфляции, приведут к резкому сокращению налоговых отчислений в бюджет страны. Именно поэтому, финансовый и экономический блок в правительстве рекомендуют придерживаться планируемых на период 2018-2019 годов коэффициентов показателей инфляции. Официальные данные уровня инфляции на 2018 год составляют 4,5%, что несколько выше прогнозируемых показателей на коней 2017 года.
Инфляция, экономика и общество
Разработанные и представленные в правительство РФ прогнозируемые показатели инфляции по годам, на основании которых разрабатывались сценарии социально-экономического развития страны, не являются фиксированными и имеют предполагаемую планку минимального и максимального уровня коэффициента инфляции:
- 2018 год. Прогнозируемый коэффициент, 4,5% (минимальный, 3,1%, максимальный, 5,8%).
- 2019 год. Прогноз, 4,6% (4,0% -5,2%).
- 2020 год. Прогноз 4,3% (3,7%-5,0%).
Эти показатели нельзя считать окончательными. Зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, внутренних и внешних, в том числе и политических, изменениях экономических взаимоотношений, определяют сложность прогнозирования действительных показателей. Тем не менее, предложенные показатели почти не отличаются от данных международного валютного фонда и большинства известных рейтинговых агентств международного уровня («FITH RATINGS»), что позволяет говорить о возможности прогнозирования и развития программ, направленных на обеспечение стратегического развития экономики страны в целом. Планируемые показатели инфляции в России на 2018 год позволяют сделать вывод о реальном восстановлении экономической ситуации в стране и экономического роста основных промышленных секторов. Рост инвестиционных вложений в динамично развивающиеся сектора экономик, это ещё один из положительных факторов снижения коэффициента инфляционных издержек.
Что касается населения, то рост промышленного производства в сочетании с грамотным подходом к повышению реальных доходов позволит понизить уровень безработицы и существенно оживить потребительский спрос. Постепенное сокращение разрыва между ростом цен и доходов населения приведёт к естественному увеличению поступления финансов в бюджеты всех уровней. Это приведёт к снижению нагрузки на бюджетные затраты по поддержанию заданного курса на развитие и совершенствование социально ориентированных программ для населения страны. По прогнозам росстата, сделанным на период до 2019 года , будет отмечено существенное снижение показателей роста цен в продовольственном и промышленном секторах экономики.
Ещё одним плюсом планирования инфляционных показателей является возможность предварительного расчёта неизбежного повышения тарифов в различных областях, что положительно отразится на моральном состоянии общества. Периодическая индексация доходов населения в сферах, не зависящих от общего роста производства (бюджетная, социальная), гарантированная государством, позволит снизить зависимость большей части населения от повышения цен.
Любые прогнозы, остаются только прогнозами. Сложность экономических отношений основывается на объективных и субъективных факторах. Российская экономика не исключение. Ограниченные финансовые возможности и недостаточный темп восстановления экономических и финансовых сфер, на деятельности которых сказался кризис 2008 года, тем не менее, позволяет сделать вывод о медленно, но динамичном движении в сторону повышения экономической и социальной стабильности в обществе. Прогноз минэкономразвития, представленный в правительство, основан именно на последних данных, полученных на основе проведения всестороннего анализ экономического развития страны.