Рубеж веков – время, когда воздушные платья сменяются на рабочую униформу, а женщина марширует в одном строю с создателями нового мира. Это уже не только мать и жена, но врач, художник, швея, даже разведчица. Одухотворенные и нежные, работящие и целеустремленные, начитанные и спортивные – никто не понял их, русских женщин, столь хорошо, как собственные мужья.
Несмотря на то, что выставка проходит в Музее русского импрессионизма, на ней представлены и картины художников других стилистик и направлений. И по смене образов от Нестерова до Дейнеки можно наблюдать за ходом времени, на рубеже столетий будто вошедшего в раж.
Да что там, по одним только женам Фалька от первой до четвертой (почему-то пропуская вторую) уже можно делать выводы, как по лакмусовым бумажкам эпохи.
Сразу вспомнился рассказ Татьяны Толстой «Лилит», которая взглянула на историю человечества через вуаль женской шляпки:
«…На одной шляпе – сирень, на другой – крыло райской птицы, а эта захотела пришпилить целый корабль».
«…На маленькой головке, словно на память о фронтовой канонаде, – скупая шляпка-грибок, копия немецкой каски, пустой перевернутый походный котелок».
«…Отчаянная, отважная женственность – попудриться перед бомбежкой, <…> прикрывать затылок шляпкой-менингиткой – маленьким блюдечком, лилипутским напоминанием о былом величии».
«…Вместо шляп – волосы, волосы, волосы. Распущенные, висящие, болтающиеся, развевающиеся на ветру. <…> Шляпу носят старухи да перуанки».
Мне немного совестно за такую пространную цитату не совсем по теме, но не эту ли идею попытались ухватить авторы выставки? Эпоха проступает сквозь черты лица, сквозь профессии, о которых можно узнать из подписей, сквозь шляпы и платки по последней моде. Всех заинтересовавшихся отсылаю к первоисточнику – сборнику рассказов « День » современного русского писателя Татьяны Толстой, автора постмодернистского романа «Кысь».
Кстати, к выставке не зря был приурочен мастер-класс по фешн-иллюстрации от Алены Лавдовской. Ведь художники – охотники до обнаженной женской натуры – неожиданно перевоплощаются в скромников, когда дело касается их жен и спутниц жизни. Поэтому зритель может оценить стиль и изящество нарядов прекрасных героинь своего времени.
Похожая на пуховку для пудры возлюбленная Богомазова, облачная «Лиза на солнце» (первая жена Фалька), «русская душою» молодая избранница Нестерова, две жены Грабаря на одном портрете (двух зайцев разом).
Но спускаемся на второй этаж – и мир меняется до неузнаваемости, как это и произошло в реальности с наступлением революции. Импрессионизм вымирает, на повестке дня кубизм, элементы авангарда и такой простой и понятный соцреализм. Сезанноподобный Кончаловский, рубящий сплеча Александр Монин с его спортсменкой-комсомолкой-красавицей, «Женщина в красном» Ионина, похожая одновременно на «Петроградскую Мадонну» и «Купание красного коня» Петрова-Водкина…
Вы же понимаете, что я перечисляю лишь «для затравки», что лучше один раз увидеть? А если Вам всё еще не хватает причин для посещения новой экспозиции, то вот финальная, на десерт.
Московские музеи уже экспериментировали со звуковыми ассоциациями к картинам. Например, на выставке «Москва сквозь века» в Третьяковке можно было услышать шум города, гомон трактира и щебетание птиц на окраине. Но ароматическое сопровождение – это что-то новенькое. Под стеклянными колпаками живут запахи, соответствующие картинам и женским образам: трава, море, цветы, гроза, чай со специями…
Статья в моем блоге со всеми фотографиями: https://paintingrussia.com
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)