Команда «Хорошее кино от Ивана Афанасьева» в лице нашего автора Татьяны Перепелицы посетила мастер-класс фарерского режиссёра Сакариса Стоуры, который на прошлой неделе приезжал в Москву со своим фильмом «Мечты у моря», на секундочку – первым полноценным полнометражным фильмом, снятым в регионе Фарерские Острова. Одним из модераторов лекции, которая прошла в Московской Школе Кино, стала киновед и наша хорошая знакомая Кристина Иванникова. Благодаря нам вы можете узнать, что было на это лекции – как снять кино, не имея кинообразования, в стране, где кино нет в принципе, без денег и профессиональных актёров и при этом получить международное признание.
Сакарис Стоура (далее – С.С.): Должен признаться, что у меня нет высшего образования. У меня не было достаточно денег, чтобы оплачивать учебу, поэтому в национальные скандинавские киношколы и киноуниверситеты меня не приняли. Что я сделал – я отправился в Норвегию и там нашел небольшую киношколу, которая находилась неподалеку от местной тюрьмы. Заведение, прямо скажем, было крайне странное, но я стал там учиться. Мой оператор, который очень сильно на меня повлиял, был из Бельгии, он был моим учителем и именно вместе с ним мы сняли все мои фильмы. Это было очень небольшая школа, поэтому я не уверен, что о ней многие знают. Но для меня было ценно, что я мог использовать тот опыт, который я получил в этой школе и потом перенести его на фарерскую действительность. Поэтому для меня эта школа - самая лучшая из тех, в которых я учился.
- Закладываете ли вы изначально какую-то идею? Есть ли некий “message” или вы отпускаете героев, и они дальше сами по себе?
С.С.: Мне очень нравится создавать персонажей, а потом наблюдать, как они проживают жизнь и как они действуют в определенной ситуации. И все мои фильмы, все мои короткометражные фильмы - они как раз на этом основаны: на том, что я наблюдаю за персонажами. То же самое мы делали и в моем короткометражном фильме “Мечты у моря”: мы делали черновые сцены и проводили очень много прослушиваний, потому что у актеров из этого фильма не было никакого профессионального опыта, мы брали небольшую камеру, снимали на нее сцены, а потом пытались развить их до определенных сцен в фильме. Мне показалось, что таким образом у нас получится сделать фильм более искренним и более естественным. Сейчас я работаю над созданием сценария к новому фильму, и вчера я как раз задумывался об этом - я задал себе тот же самый вопрос: “Что я буду делать? Какую тактику я буду применять для своего нового фильма?” Скорее всего, все будет точно так же. Будет идея, которая получит развитие, но только за счет того, как будут проживать свою жизнь мои персонажи.
- Скажите, пожалуйста, смотрят ли кино на Фарерах? Что смотрят? Есть ли у них культура похода в кино? Может быть, они больше увлекаются документальным кино?
С.С.: Вопрос очень интересный, потому что на самом деле именно жители Фарерских островов из всех стран северного региона больше всех смотрят фильмы и ходят в кино. Но, учитывая, что у нас своих фильмов не так много, то мы смотрим, в основном, американские фильмы. Но если мы не ходим в кино, то всегда есть Netflix, где мы можем посмотреть фильмы других стран. Но так было до недавнего времени. (Улыбается)
- Скажите, пожалуйста, когда вы начали снимать кино и вернулись в Фареры, как жители местные, все-таки их немного, стали ли вы привлекать много внимания? Как они отнесли к этому, помогали ли они? И пришлось ли адаптировать фарерский язык под нужды кинематографа?
С.С.: Надо сказать, когда местные узнали, что я собираюсь на Фарерах снимать кино, то они дружно покрутили пальцем у виска и сказали, что я сумасшедший. Но на самом деле на Фарерах были и есть люди, которые хотят снимать кино. У нас есть своя небольшая среда как раз тех, кто увлечен кинематографом. Что касается языка - здесь тоже интересный вопрос, потому что мы не задумываемся, как работает язык, когда мы смотрим фильмы. Мы смотрим его на том языке, на котором мы говорим, и не задумываемся о том, что есть какая-то определенная традиция. Но на Фарерах кино появилось только в конце 80-тых годов, и мы были таким образом почти на сто лет позади остальных, и только сейчас, когда в том числе и я снимал кино, появилась мысль о том, какую роль играет язык для отображения общества, для отображения действительности. И слышать фильм на своем языке - это довольно странно, особенно если это фарерский язык. У нас не было никаких инструкций, у нас не было никаких правил, и в какой-то степени мы делали сами прорыв и были пионерами, потому что нам приходилось изобретать свои языковые традиции, которые мы отражали в кино.
- Ваш фильм “Мечты у моря” полностью был снят на островах или все-таки часть была снята в Европе? С какими проблемами пришлось столкнуться, и как вы их решали?
С.С.: Все мои фильмы сняты на Фарерских островах. Забавно, что все они сняты именно на том маленьком острове, на котором живу я сам - практически на моем заднем дворе. Что касается проблем и трудностей, расскажу сначала небольшую историю. Когда мы показывали фильм в Италии, кто-то из зрителей спросил: “Какое было время года, когда вы снимали этот фильм?”, - и на самом деле, мы снимали фильм в самый разгар фарерского лета, но почему-то итальянские зрители подумали, что это была зима, и очень сильно удивились. Но на самом деле погода является для меня самым большим испытанием, потому что на наших островах погода меняется крайне быстро и практически за один день вы можете ощутить все 4 сезона. Поэтому, когда дело касается натурных съемок, то проделывается очень большая работа, и от погоды зависит очень многое.
- Вдохновлялись ли Вы кем-нибудь из известных режиссеров? И следили ли Вы за Оскаром? Если следили, то за кого болели?
С.С.: У нас есть такая традиция: последние 6 лет мы садимся смотреть “Оскар”. Но на самом деле, я не воспринимаю эту премию, как нечто серьезное. А что касается режиссеров, то это фильмы, которые повлияли на меня и благодаря которым мне захотелось стать режиссером. Это были старые “Звездные войны”, которые я с удовольствием смотрел, когда мне было 6 лет. Если говорить о современных режиссерах, то здесь очень большой выбор тех, кто мне нравится: это Бергман, Гуттенберг, Триер, также режиссеры из Польши и Бельгии, то есть выбор очень большой и имен очень много. Но это то же самое, как когда вы играете на музыкальном инструменте и хотите сочинять свою музыку, на вас будут оказывать влияние многие композиторы и многие группы, но вы продолжаете играть то, что ближе всего вам. То же самое и с моими фильмами.
- Считаете ли вы свою принадлежность к исландскому кинематографу?
С.С.: Мне не хотелось бы, чтобы про меня говорили, что я исландский режиссер. Я ничего не имею против Исландии и очень люблю исландское кино, просто мне не нравится, когда меня принимают за исландца. Такое часто происходит. Но с исландцами я часто общаюсь, и со многими на вечеринках мы часто обсуждаем в том числе кинематограф. (Улыбается) Но что касается других Скандинавских стран, то каждый из режиссеров, принадлежавших к той или иной стране, он по-своему уникальный. Соответственно, мы можем предложить свою какую-то уникальность. Иногда про меня говорят, что я датский кинорежиссер, вот я сразу хочу сказать - я не датский кинорежиссер, я что-то другое.
- Демонстрируете ли вы сформировавшуюся на Фарерах культуру в своих фильмах? И как Вы видите современное кино на фоне своей культуры?
С.С.: Меня очень вдохновляет фарерская культура, и фарерский менталитет, и я стараюсь интегрировать нашу культуру и наши традиции в фильме, но так, чтобы это было преподнесено естественно, то есть я не пишу каких-то специальных сцен, где делается упор на культуре только для того, чтобы это вставить в фильм и показать: да, вот это фарерская культура! Но музыка, которую я использую для фильмов, она только на фарерском языке, и я считаю, что это как раз одна из сторон фильма, где можно очень естественным образом показать культуру Фарерских островов. И я стараюсь, чтобы мои фильмы были универсальными, чтобы они были ориентированы не только на ту страну, в которой я живу, а чтобы были понятны и для зрителей других стран. Поэтому да, культура моего родного края меня вдохновляет, но я люблю, когда она вводится естественным образом.
- В Фарерах до недавнего времени не было никакой киношколы, а сейчас грядет новая волна режиссеров с Фарерских островов. Поэтому местными жителями и Министерством культуры сегодня создается киноинтститут, где каждый желающий может получить кинообразование. Повлияет ли это в лучшую сторону?
С.С.: Я считаю, что это пойдет нашему кинематографу только на пользу, и я очень рад, что у нас в киноинституте появился директор, это датчанка, она очень осведомлена, очень много знает, и это очень важно, что есть возможность набираться опыта, получать знания и разрабатывать какую-то стратегию, особенно когда это касается промоушена фильмов. Потому что когда мы, например, снимали “Мечты у моря”, то нам даже спросить было некого, и мне будет очень грустно, если режиссеры, которые будут снимать после меня на Фарерских островах, столкнутся с такой же проблемой, и им придется придумывать, самостоятельно изобретать какие-то новые правила. Поэтому я считаю, что тот факт, что у нас появляется институт, где будет информация, данные и будет набираться тот опыт, которые впоследствии помогут режиссерам - это, конечно, очень хороший знак.
- Чем Вы занимаетесь помимо съемок? И есть ли у Вас любимое место на Фарерских островах?
С.С.: Должен сказать, что помимо режиссуры я больше ничем и не занимаюсь. Последние три года мой полный рабочий день - это работа режиссера. Я очень много получаю от грантов, которые выдаются деятелям искусства на Фарерских островах, в общем-то за счет этого я как раз и живу. Что касается второго вопроса, на Фарерских островах много чего можно посмотреть, например, Торсхавн - столица. Но остров, на котором живу я, он довольно скучный, делать там особенно нечего, и именно поэтому мне захотелось снять фильм именно там. Потому что мне хотелось таким образом привлечь внимание. Из достопримечательностей вы там вряд ли найдете что-то интересное.
- Мне показалось, что у Вас сложился такой метод работы: вы идете от актера - от его органики, и при съемке сцен делали ли вы какие-то корректировки? И складывается ли какая-то концепция у фарерского кино?
С.С.: Начну со второго вопроса: мне кажется, что очень здорово, что на Фарерских островах все, кто делают фильмы - делают их по-разному. И каждый из тех, кто делает кино, он создаёт какой-то свой стиль. Я сам начинаю отрабатывать какие-то традиции, но они касаются только моего стиля и моих фильмов. Например, в последней короткометражке, которую я делал, я поставил перед собой условие: “Я хочу снять фильм о Фарерских островах, при этом не показывая фарерскую природу”, - и мне было очень интересно посмотреть, какого это - создать фарерский фильм без упоминания известного фарерского ландшафта.
Что касается первого вопроса, то всегда, когда я пишу сцены для своих актеров, то у меня есть какие-то открытые опции, я пытаюсь с ними работать, а потом смотрю - какого героя будет больше, какого характера в актере больше. И на основе этого я уже строю дальнейшее повествование. Мы, конечно, с актерами устраиваем репетиции, но ни у кого из них нет опыта. Я стараюсь их научить. Я выстраиваю образ персонажа на обсуждении - мы путем обсуждений и бесед пытаемся понять, каким образом мы можем тот или иной характер из актера выудить. Именно за счет совместных обсуждений и дебатов мы приходим к определенному мнению и выстраиваем образ персонажа.
- Скажите, пожалуйста, не общались ли Вы с датским режиссером Ларсом фон Триером на тему поддержки или co-продукции? И хотели бы вы снять совместно с Данией, может вместе с Ларсом Триером, триллер о защите Фарерских островов от германских подлодок, 1943-й год, а главную роль сыграла бы Бьорк? А самое главное - чтобы локация была “Палец женщины тролля” (смеется)
С.С.: Честно говоря, я не знаю, смог бы я добиться, чтобы Ларс фон Триер и Бьорк снова работали вместе (ранее они сталкивались на съёмочной площадке «Танцующей в темноте», и это был довольно неприятный опыт для обоих – Прим. ред). Я никогда не думал, чтобы работать с ним в сотрудничестве, но должен сказать, что совместное производство - это очень важно. Например, мой фильм “Мечты у моря” он был снят в сотрудничестве с его компанией (Zentropa Entertainments – Прим. ред.). И как раз во время пост-продукции я видел Ларса фон Триера, но нам не довелось с ним пообщаться.
Обычно на Фарерские острова приезжают иностранные компании и снимают у нас фильмы, в том числе и исторические. А фарерские режиссеры все же стараются сосредоточиться на историях, которые происходят в современной жизни, потому что это близко нашему современному зрителю. Про блокбастеры я не думал, хотя на киноиндустрию это произвело бы хорошее влияние и наверняка дало бы толчок. Я задумывался иногда о том, чтобы снять фильм о викингах, но сначала мне нужно дождаться финансирования. И спасибо большое за Ваш совет про Палец женщины тролля, там очень красиво, и в недавнем фильме Вима Вендерса “Погружение”, он как раз частично был снят на Фарерских островах, и очень близко к Пальцу женщины тролля (знаменитая скала необычной формы на Фарерских Островах – Прим. ред.). Поэтому идею возьму, спасибо, возможно, в следующем фильме обязательно. (Улыбается)
- Если Вас пригласят в Голливуд, покинете ли Вы острова, или останетесь? И были ли другие проблемы, кроме проблем с погодой?
С.С.: Наверное, я бы не переехал. Вообще, если бы была история, которую я хотел бы снять в другой стране, то я бы делал это в другой стране. Но мои истории, истории из моего фильма, они происходят именно на Фарерских островах. Поэтому я останусь на Фарерских островах и буду продолжать эту традицию. Конечно, я не знаю, что будет в будущем. При фарерской погоде немного солнца тоже бы не помешало. (Улыбается) Но посмотрим. Погода оказывала влияние на натурные съемки, самым большим испытанием было то, что некого было спросить, приходилось самостоятельно что-то изобретать. Когда мы снимали фильм, то было всего пара человек, которые знали, как это - снимать фильм. Это был я, оператор и несколько наших коллег. Очень много приходилось работать для того, чтобы делать что-то качественно, но эта работа нам очень помогла.
- Очень интересно, что вы работали с непрофессиональными актерами и сняли полнометражный фильм. Вносили ли Вы какие-то изменения в сценарий, исходя из того, что актеры не имеют опыта актерского?
С.С.: Я не хочу себя ограничивать только потому, что мои актеры непрофессиональные. И у нас есть определенная концепция, под которую мы подстраиваемся. Конечно, некоторые сцены могут быть очень сложными для актеров, но они молодцы и справляются. У меня лично больше времени ушло именно на то, чтобы подготовить актеров к таким сценам. Я считаю, что непрофессионализм не должен ограничивать фильм.
- Актеры думают продолжать обучение и погружению в профессию актера?
С.С.: Да, одна из актрис, которая снималась в фильме, она получила предложение на съемку от исландского режиссера. Он посмотрел трейлер к фильму и решил использовать ее талант в своем фильме. Мне кажется, что многие актеры втайне об этом мечтают и надеются, что их первый опыт даст им возможность получиться предложения от разных проектов.
- Были ли внесены изменения во время монтажа?
С.С.: Да, мы внесли очень много изменений во время монтажа. И когда мы занимались им, мы решили уйти к тому, с чего мы начинали - к самой основе фильма. Многие сцены нам пришлось вырезать, изменений, конечно, было достаточно.
- Было ли у вас время ознакомиться с фильмами российских и советских режиссеров? Например, Андрея Звягинцева?
С.С.: Да, Андрея Звягинцева я очень сильно уважаю. Я смотрел оба его фильма: “Левиафан” и “Нелюбовь” были показаны на Фарерских островах.
- Понравился ли Вам “Левиафан”?
С.С.: Я смотрел его на Netflix, и мне кажется, что по настроению это несколько исландский фильм - по игре актеров и по атмосфере. Но я считаю, что он вполне заслуживает внимания.
- В Википедии написано, что на Фарерах 48 000 жителей. Скажите, пожалуйста, а сколько же из них режиссеров?
С.С.: Я не знаю, кто на Фарерских островах занимается режиссурой полноценно, но хочу сказать, что у нас есть четыре-пять очень хороших режиссеров. То есть если прикинуть, то примерно по одному талантливому режиссеру на 10 000 человек. (Смеется) Не знаю, хороший ли это коэффициент, но такие дела. (Улыбается) Мои короткометражные двадцатиминутные фильмы были моими первыми работами, и я посчитал, что для полнометражного фильма мне придется потратить всего лишь в 5 раз больше времени. Нет, оказалось, что нужно потратить гораздо больше сил, времени и ресурсов. От идеи до законченного фильма у нас вышло три года. И я помню даже точные даты: первую - когда я связался с автором сценария и вторую: когда мы начали первые съемки, вот между этими двумя датами прошло два года. И еще год потребовался на то, чтобы снять фильм и довести его до ума.
- А сколько времени ушло на сами съемки?
С.С.: Один месяц и два дня.
- Не боитесь ли Вы, что сейчас на кинематограф Фарерских островов обрушится пристальное внимание, что может оказать какое-то влияние?
- Развитие может пойти разными путями. Но что мне нравится, опять же, в Исландии, что там очень много снимается фильмов. Много голливудских режиссеров приезжают снимать в Исландию. Тем не менее, у их кинематографа до сих пор есть свой уникальный голос и своя атмосфера. И они продолжают снимать кино, которое пользуется популярностью. Мне бы хотелось то же самое видеть и на Фарерских островах, чтобы к нам приезжали иностранные режиссеры, снимали кино, но чтобы это никаким образом не затрагивало нашу местную киноиндустрию и чтобы мы не забывали о тех оригинальных темах, которые нам близки изначально. То есть чтобы мы могли черпать опыт, но продолжали обращаться к тем вопросам и к тем темам, которые близки нашему обществу.
Автор текста – Татьяна Перепелица.
Паблик «Хорошее кино от Ивана Афанасьева» благодарит творческое объединение CoolConnections за возможность увидеть фильм «Мечты у моря» и посетить мастер-класс Сакариса Стоуры.