Вы когда-нибудь задавались вопросом, каким должно быть образование? Хотим вас обрадовать: вы не одни! Лучшие умы человечества неоднократно думали и писали на эту тему. ГУиР представляет вашему вниманию 5 особенно значимых книг об образовании и педагогике.
«Дом ребенка. Метод научной педагогики», Мария Монтессори, 1909 год
Предоставить ребенку полную свободу – вот в чем заключается основной принцип педагогики, по Монтессори. В таких условиях маленького человека стоит только направить на нужный путь, который он будет проходить самостоятельно.
Монтессори исходит из того, что каждый ребенок – это личность. И в таком случае воспитание должно стать процессом саморазвития. Но этот процесс должен проходить в подготовленной среде. Именно поэтому модель педагогики Марии Монтессори получила название «Обучение через открытия».
Для свободного развития ребенка необходима духовная пища, которая обеспечивает потребности ребенка в познании.
Роль взрослых же в процессе обучения состоит в том, чтобы они не давали ребенку пропустить те периоды, когда малыш легко приобретает новые навыки.
«Миссия университета», Хосе Ортега-и-Гассет, 1930 год
В 1929 году Ортега-и-Гассет прочитал лекцию в Мадридском университете, которая через год стала основой его очерка «Миссия университета». Университетское образование нуждается в реформе – так звучит основная мысль работы испанского ученого.
Хосе Ортега-и-Гассет расширил поле деятельности университета и ввел новые принципы работы высшей школы. Бессистемное заимствование зарубежных образцов образования, по словам Ортеги-и-Гассета, бесполезно, как бы привлекательны эти образцы ни выглядели. Кроме того, каждое поколение, как пишет исследователь, около 15 лет формирует свои идеи и еще около 15 лет их отстаивает, поэтому те, кто бездумно заимствует, отстают на эти самые 30 лет.
Миссия университета же заключается в создании уникального культурного поля. Основными университетскими дисциплинами являются, по мнению Ортеги-и-Гассета, биология, физика, философия, социология и история. Каждой дисциплине свойственна своя методология, свои инструменты познания. И именно с помощью них массы получат возможность выстроить для себя собственную систему ценностей.
«Процесс обучения», Джером Брунер, 1960 год
Основной вопрос, который поднимает в своей работе Джером Брунер, – что представляют собой когнитивные основы обучения. Для Брунера именно они являются основой педагогики. Большое внимание в книге уделяется факторам, которые формируют познавательный интерес ребенка, а также режимам подачи информации (вербальному, образному, символическому), последовательности действий в обучении, а также структурированию знаний.
Именно в этой работе была предложена концепция спиралевидного учебного плана: основные темы осваиваются в начальных классах, затем повторяются в старших более углубленно.
Такая организация процесса обучения, как считает Брунер, наиболее близка потребностям человеческого мышления. Основным вопросом педагогики становится то, какой должна быть система обучения, чтобы максимально соответствовать представлениям о психике человека и механизмам усвоения новых знаний.
«Педагогика угнетенных», Паулу Фрейре, 1968 год
Представитель школы критической педагогики Паулу Фрейре смог не только четко сформулировать концепцию образования как политического действия, ориентированного на установление равноправия и борьбу с угнетением, но и воплотил свои идеи в жизнь.
По мнению Фрейре, образование дает возможность создать свободного человека, имеющего способность самостоятельно творить историю. Процесс обучения представляет собой процедуру осознания базовых предпосылок культуры и мышления, что, в свою очередь, дает возможность их критического оценивания и изменения. Изменение способа мышления ведет к изменению реальности.
«Педагогика угнетенных должна быть изобретена не для угнетенных, но вместе с ними, в непрестанной борьбе за восстановление их человеческих качеств. Тогда притеснение и его причины станут объектом размышления самих угнетенных, открыв им путь к свободе».
«Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции», А. Вербицкий, О. Ларионова, 2009 год
В книге описаны идеи научно-педагогической школы Андрея Александровича Вербицкого, доктора психологических наук, автора методик знаково-контекстного обучения. В книге изложена возможность совмещения образовательной установки на развитие личности обучающегося и формирования у него компетенций на ранних стадиях обучения.
Воздействие на личностные качества обучающегося и его профессиональные компетенции происходит тогда, когда в процессе преподавания главной становится познавательная деятельность учащегося в условиях диалога и взаимопонимания с преподавателем.
И мы, конечно, не говорим, что вы должны вызубрить эти книги от корки до корки, но ознакомиться с ними просто необходимо. В конце концов, именно благодаря этим теориям (пускай и в некотором отношении упрощенным) мы с вами сейчас такие умные.
Кристина Сердюкова