Найти тему
Grumbling_Pistons

Пекин: дорожная культура и портал в мир хипстеров в центре города

После презентации Volkswagen Touareg у меня был час времени и заряженный смартфон, чтобы пробежаться по Пекину, настрелять фотографий и найти что-нибудь интересное. Что ж, давайте покажу, что я успел увидеть и узнать.

Если вы думаете, что знаете все (ну или почти все) автомобильные марки мира - просто приезжайте в Китай, вставайте на углу какого-нибудь оживленного перекрестка (а они тут все оживленные) и наблюдайте. Первое время создается ощущение, что в потоке вообще нет двух одинаковых автомобилей.

Лавинообразная автомобилизация, огромное количество производств и использование угля (Китай - едва ли не крупнейший мировой потребитель угля) породили серьезнейшую проблему с экологией в городе: Пекин - один из самых экологически неблагоприятных городов мира. Есть специальные местные приложения для смартфонов, по которым можно оценить качество воздуха и степень риска для здоровья. Нам еще повезло: сейчас в Пекине уровень смога относительно низок, хотя показатели загрязненности воздуха все равно значительно превышали норму. А бывает так, что из-за вредной дымки невозможно разглядеть дом на противоположной стороне улицы. Смог влияет не только на экологию, но и на восприятие города: он приглушает краски, делая Пекин каким-то серо-грязным, словно неумытым.

-2

-3

Стремясь как-то исправить ситуацию, власти активно поддерживают развитие электротранспорта, а в черте города предлагают альтернативные способы передвижения.

-4

В Пекине, например, очень популярна городская аренда велосипедов - их тут действительно невероятно много, они сотнями стоят и лежат на тротуарах. Велосипедная инфраструктура не избежала влияния местного менталитета: велики бросают как попало, и под конец дня на тротуарах творится сущий бардак. Приходится лавировать в лабиринте из велосипедных рам.

-5

-6

Иногда на выходе из таких лабиринтов натыкаешься на припаркованные невпопад автомобили. Вот, например, символичное противостояние автомобилизма и городского пространства нового времени:

-7

Давно уже всем известно, что китайские автопроизводители не стесняются копировать дизайн известных западных моделей: по городу разъезжают копии "Лексусов", "Ауди" и "Ленд Роверов" разной степени точности. При этом "оригинальным" автомобильным маркам зайти на китайский рынок невозможно без организации совместных предприятий с местными марками. У "Фольксвагена", самой популярной марки на китайском рынке, таких СП два: с компаниями SAIC и FAW. Иногда кажется, что некоторые модели практически ничем не отличаются друг от друга, но внутреннего каннибализма все равно не возникает: сметают все. На огромном и стремительно растущем китайском рынке каждый автомобиль находит свою аудиторию.

-8

Китайский клон Land Rover Discovery
Китайский клон Land Rover Discovery

-10

-11

Вот такой Peugeot 308 продается на китайском рынке
Вот такой Peugeot 308 продается на китайском рынке

Весь этот многомиллионный автопарк растекается по улицам и проспектам, заполоняя буквально каждый свободный квадрат дорожного полотна. Дорожное движение здесь живет по принципу управляемого хаоса: подрезания, резкие перестроения, выезд на встречку - обычное дело. Автомобильный поток разбавлен огромным количеством мотоциклов, скутеров и моторикш, которые даже и не стараются соблюдать правила. Но при этом аварий практически нет, а местные водители ездят хоть и агрессивно, но грамотно. Умение быстро вклиниваться в плотный ряд здесь развивается параллельно с умением не пускать вклинивающихся.

-13

На капоте - праздничная наклейка в честь китайского Нового года. Здесь это что-то вроде нашей елки: водители забывают про эти новогодние наклейки и ездят с ними до самого лета,  пока они не отвалятся сами.
На капоте - праздничная наклейка в честь китайского Нового года. Здесь это что-то вроде нашей елки: водители забывают про эти новогодние наклейки и ездят с ними до самого лета, пока они не отвалятся сами.

Мне повезло догулять до одного очень интересного и не совсем обычного для Пекина места: арт-квартала "Зона искусств 798". Это довольно большой район, ставший центром современной культуры посреди города. Когда-то это был крупный промышленный кластер, включавший в себя ряд предприятий, работавших на нужды китайской армии. Его для китайцев построили инженеры из ГДР в конце пятидесятых, а число 798 в нынешнем названии этой территории - номер самого крупного завода в составе всего предприятия (с цифры 7 начиналась нумерация военных предприятий Китая). Под конец двадцатого века, масштабы производства заметно уменьшились, и многие площади стали сдаваться в аренду. Тут их и облюбовали местные художники и деятели искусств. Уже на подходе к арт-зоне чувствуется влияние западной культуры - даже по припаркованным автомобилям.

-15

Сегодня арт-квартал 798 - это своеобразный оазис западной культуры посреди шумного, непривычного и суетливого азиатского мегаполиса. Здесь расположились галереи, мастерские художников, выставочные площадки на открытом воздухе, бары, рестораны и множество маленьких магазинчиков, торгующих картинами, музыкальными инструментами, дизайнерской одеждой, бижутерией и необычными сувенирами. По общей стилистике 798 Art Zone сходен с московскими "Флаконом" и "Винзаводом" или тульской "Ликеркой Loft", а сами китайцы сравнивают его с лондонским Soho.

-16

-17

Копия Fiat Multipla круизит по арт-району
Копия Fiat Multipla круизит по арт-району

-19

-20

-21

Смеркается, и постепенно заканчивается свободное время. Уделить Пекину всего час времени - сущее преступление. Город сложный, непривычный, неоднозначный, но безумно интересный и живой.

-22

-23

До свидания, Пекин!