Прошло более 40 лет со дня выхода на экраны страны знаменитой эксцентричной увлекательной музыкальной комедии «Невеста с севера», снятой на студии телефильмов «Ереван».
Идея сценария к фильму, написанного Жорой Арутюняном, возникла на основе пьесы, уже шедшей на театральной сцене. Интересные факты: фильм снимался в Москве и Переделкино, поблизости от дач выдающихся деятелей культуры и на самой даче Андрея Вознесенского. И лишь один эпизод снимался в Армении, в Горисе, когда герои картины – Арус (Верджалуйс Мириджанян) и Мурад (Мурад Костанян) получают телеграмму от Артака. Хотя с этого эпизода и начинается фильм, но его отсняли в самом конце работы, когда фильм был уже почти готов. Примерно 80% фильма на русском языке, 20% на армянском. Специально для фильма Арно Бабаджанян и поэт Андрей Вознесенский написали три песни, которые тотчас после выхода ленты стали шлягерами: «Год любви» и «Кружит голову мимоза» (исполняет Ара Бабаджанян), «Ах, тополиный пух» (исполняет Валентина Толкунова). Несомненно, успех картины основан на многих факторах, одним из которых является личность самого режиссера, - мудрого, ироничного, обаятельного человека, который в свои 77 лет не утратил блеска в глазах. Нерсес Оганесян родом из послевоенных ереванских дворов. Вырос в центре Еревана, недалеко от киностудии «Арменфильм».
Их, ребят, бегающих по двору, привлекали к дублированию на армянский язык русских фильмов «Белеет парус одинокий», «Максимка». Это было увлекательно - погрузиться в таинственный мир кинематографа. Потом в Армению приехал знаменитый киносказочник Александр Роу снимать «Тайну горного озера» по повести В. Ананяна «На берегу Севана». Был кастинг и Роу остановил свой выбор на Нерсесе. Фильм снимали около года, и мальчик неосознанно постигал первые азы режиссуры. Когда картина вышла на экраны, Нерсес стал знаменитым. Позже, еще подростком, он сыграл роль юноши в спектакле «Не называй фамилий» в театре имени Г. Сундукяна под руководством Вардана Аджемяна. И опять успех. Здесь ему посчастливилось общаться с такими корифеями театра, как Рачья Нерсесян, Ваграм Папазян, Авет Аветисян, Гурген Джанибекян. Он продолжал хранить в памяти потрясающие воспоминания, когда уже учился в Ереванском театральном институте, который окончил в 19 лет. Затем была Москва и по рекомендации народного артиста СССР Степана Кеворкова стажировка у самого Юрия Райзмана. После стажировки Нерсес снял короткометражную ленту «Встречи на выставке», получившую высокую оценку специалистов. Кинокритик Карен Калантар отметил, что это был первый художественный фильм о Геноциде армян. Ну, а вскоре у Оганесяна случилась и первая режиссерская удача. Успех «Невесты с севера» был оглушительным. Вспоминает Варпет Оганесян: «Помню, как пришел со сценарием к Арно Арутюновичу. Бабаджанян не любил писать музыку к кино, но после некоторых колебаний сдался. Работа над музыкой проходила нервно. Я долго морочил ему голову, что хочу, чтобы были американские и армянские отзвуки в музыке фильма. Арно возмущенно восклицал, что это невозможно. Но для него не было ничего невозможного. Как-то он звонит мне и говорит: «Приезжай, есть главная музыкальная тема для фильма». Так родилась мелодия и песня «Год любви». Другой секрет успеха - в великолепном актерском ансамбле, занятом в картине: Араик Бабаджанян, Инна Макарова, Юрий Медведев, Верджалуйс Мириджанян, Мурад Костанян, Станислав Чекан, Армен Джигарханян, Лариса Кронберг, Ерванд Манарян, Ашот Нерсесян.
Вспоминает Ерванд Манарян: «Однажды, спустя годы, по приезде в столицу выхожу из здания московского аэропорта; решил добраться до центра на такси. Но, увидев огромную очередь, решил поймать «левака». Не успел об этом подумать, как неожиданно останавливается такси, шофер приоткрыл дверцу со словами: «Ерванд Христофорович, прошу вас». Естественно, очередь промолчала, потому что было названо имя, отчество, значит, такси заказное. А когда я, обращаясь к водителю, спросил: «Откуда вы меня знаете?», тот ответил: «А кто вас в Москве не знает?» В фильме много интересных и занимательных эпизодов. Об одном вспоминает Араик Бабаджанян: «Когда снималась одна из музыкальных сцен в ресторане, понадобилась зурна. Но где ее взять в Москве? После долгих размышлений нас осенило: ресторан «Арагви». Именно там мы нашли музыканта дядю Егиша, который спас положение. Но меня очень часто спрашивают об одном: что вы с Валей (Наталья Беспалова) делали на крыше?»
Сценарист Жора Арутюнян придумал образы, взяв за основу черты характера актеров, снимавшихся в фильме. В этом еще один секрет успеха: в персонажах, воплощенных на экране, зрители увидели подлинных людей. Ведь и в русских деревнях, и в армянских селах испокон веков повелось: невеста должна идти в дом к жениху. Но какая мать захочет отпустить единственную дочь за тридевять земель? И вот тут появляются родственники жениха из далекой Армении. По этому поводу высказывался народный артист Армен Джигарханян: «Нерсес поразительно чувствует актерское ремесло. Поэтому в его картинах нет персонажей, есть живые люди. Его картины всегда были армянскими, рассказывали об армянском характере, людях, живущих конкретными страстями. Но фильмы его в то же время интернациональны, поскольку он всегда обращается к общечеловеческим темам». Появилось не одно новое поколение зрителей, замороченных последними веяниями в киноискусстве, а этот фильм по-прежнему любим за нежную доброту, национальный юмор, за шутки без пошлости и пафоса, и он не потерял своей популярности, актуальности и значимости. И, самое главное, не приелся, как это часто случается. Многочисленные и разноликие родственники жениха из Армении сватают невесту в далекой русской деревне, - и это вызывает позитивные эмоции не только у старшего поколения, но и у нынешней молодежи. В адрес создателей картины продолжают поступать письма из разных уголков земного шара.
И все, как правило, констатируют, что «Невеста с севера» - очень добрый и мудрый фильм об истинно человеческих ценностях. «Я так хочу жить в те годы и в то время, несмотря на то что, когда снимался фильм, меня еще не было на свете», - пишет Елена из Омска. А вот отклик Натальи из Торонто: «Такие чудесные фильмы душу лечат». Тереза из Тюмени ей вторит: «Жить хотелось после такого кино». Многие спрашивают, где можно купить диск с «этим добрым и трогательным, бессмертным фильмом для поднятия настроения». «Смотришь фильм, - продолжает другой зритель, - и понимаешь, что не важна национальность людей, важны их слова, поведение, поступки, отношение друг к другу».