(с 1979) Серия научно-фантастических фильмов про противостояние людей и агрессивной инопланетной фауны. В роли фауны – титульные чужие.
История появления фильма замысловатая и запутанная – кажется, он в определённый момент вырос сам по себе. Всё началось с того, что Дэн О’Бэннон в 1974 году написал для Джона Карпентера сценарий фильма «Тёмная звезда» - там нелепо раскрашенный надувной мяч, изображавший инопланетянина, оказывался в изолированном пространстве космического корабля наедине с экипажем. О’Бэннону задумался – а можно ли снять такое же, но серьёзное и страшное?
Идею ему подсказал начинающий автор Рональд Шуссет: он предлагал переработать свой сюжет о гремлинах, которые заселили тяжёлый бомбардировщик, под космическую фантастику. Так и появился сценарий об инопланетной твари, которая охотится за экипажем корабля в глубоком космосе. Историю удалось продать компании 20th Century Fox, однако сценарий хода не получил – зато его тщательно переработали. Лишь в 1977 году, после ошеломительного успеха первой части Star Wars, компания вспомнила о сценарии и отдала его режиссёру Ридли Скотту, который тоже внёс правки в сценарий.
Мучения оригинальной идеи завершились в 1979 году – на экраны вышел фильм «Чужой», в котором храбрая Эллен Рипли сражалась с ксеноморфом, которого экипаж корабля «подхватил» по собственной глупости. Кстати, за дизайн в первом фильме отвечал знаменитый швейцарский художник Ганс Гигер – именно он придумал ставший классикой облик Чужого. При этом леденящая кровь история не воспринималась как слэшер или несерьёзный фильм ужасов, уже первая часть продемонстрировала научно-фантастические корни.
Продолжение было снято лишь в 1986 году. В режиссёрское кресло сел Джеймс Кэмерон, уже прославившийся к тому времени благодаря «Терминатору». Вторая часть, просто и со вкусом названная «Чужие», получилась фантастическим боевиком: количество ксеноморфов увеличилось, а противостоять им были вызваны самые настоящие космодесантники. При этом, что интересно, Кэмерон довольно вольно обходился с идеями Ридли Скотта. Хотя сиквел и был прямым продолжением оригинала, Кэмерон перекроил многие правила киновселенной на свой лад.
Третья часть оказалась самой тяжёлой для съёмочной команды. В общей сложности для фильма было написано больше пяти сценариев, один из них даже предлагал Уильям Гибсон. В конечном итоге остановились на том, который отчасти повторял первый фильм – даже ксеноморф был в «Чужом 3» всего один. Фильм всё равно получился неплохим, особенно на фоне следующей части. «Чужой: воскрешение» от режиссёра «Амели» одним только названием выдавал постепенное скатывание серии к типичным дешёвым ужастикам. Там даже было замешано клонирование!
В 2012 году Ридли Скотт решил взять франшизу в свои руки. Правда, снимать бесконечные продолжения он не хотел, поэтому вместо них режиссёр принялся за предысторию – так родился «Прометей». Скотт практически полностью игнорировал события всех фильмов, не снятых им самим, а особенно – неканоничных кроссоверов «Чужой против хищника». Продолжением «Прометея» стал вышедший в 2017-м «Чужой: Завет», который заложил основу для связи приквелов с оригинальным фильмом. Обе предыстории от Ридли Скотта раскололи лагерь фанатов на две части, как и полагается всем фильмам, снятым в XXI веке: одни заявили, что Скотт сошёл с ума и всё испортил, другие прониклись режиссёрским замыслом и ждут продолжения.
Автор: Денис Божинский