Найти тему
Starcheolog

Сопка с сюрпризом

Начну с рассказа об одном небольшом археологическом открытии сделанном в ноябре 2016 г.

На этот раз по свежему снегу мы решили посмотреть сопку у деревни Кирилловка Новгородского района новгородской области, которую я до этого ни разу не видел. Она стоит на охране, как выявленный памятник культурного наследия, но сведений о ней очень мало. Нет ни планов, ни фотографий, ни сколь-нибудь подробного описания. Только привязка на местности.

Находится сопка на восточной окраине деревни, в поле на левом берегу ручья, впадающего в Волхов.

Нашли мы её довольно легко. Небольшой холмик посреди поля был хорошо виден на спутниковом снимке и издалека выделялся в поле.
Нашли мы её довольно легко. Небольшой холмик посреди поля был хорошо виден на спутниковом снимке и издалека выделялся в поле.

Подойдя поближе к заснеженной насыпи, мы убедились, что это действительно сопка. Однако сохранилась она не очень хорошо. Диаметр насыпи примерно метров десять, а высота всего полтора. В центре большая заплывшая яма. Скорее всего, это следы старых грабительских раскопок или огневой точки времён Великой Отечественной войны. Они часто встречаются на сопках и курганах. В общем, типичная новгородская сопка эпохи раннего средневековья.

Сопки насыпались больше тысячи лет назад жившими здесь новгородскими словенами. Вероятно, они служили местом захоронений старейшин или наиболее выдающихся членов общины.
Погребения, как правило, производились по языческому обряду трупосожжения. То есть, покойника сжигали вместе со всеми вещами на погребальном костре, а пепел собирали в глиняный горшок и погребали в насыпи. Позднее, после принятия христианства, этот обычай был забыт, хотя о том, что кто-то здесь похоронен, помнили ещё долгое время.
Такие насыпи, несли также некую сакральную нагрузку, являясь своего рода святилищами для членов общины. В какой-то момент они получили такое широкое распространение, что стояли у каждого более-менее значительного поселения. В некоторых случаях, сопки образуют группы численностью до нескольких десятков насыпей.

Однако на вершине сопки нас ждал сюрприз – здесь обнаружилось основание надгробия с надписями.

На одной стороне высечено:
Лейб-гвардейского
ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСО
ЧЕСТВА ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ
МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА
Полка
Полковнику Самуилу

Улану. Его товарищами.
Улану. Его товарищами.

На оборотной стороне сведения о годах жизни:
Родился апреля 12
1801 года
Служил в сем полку
С 4 Марта
1819 года
По день смерти Марта 11 дня
1841 года

Надгробие довольно загадочное. Почему могила полковника находится на сопке, а не на кладбище?

Этому есть обьяснение. Дело в том, что крестьяне в XIX веке знали, что сопки представляют собой древние могилы. Кто в них похоронен и когда они насыпаны — они не знали. Но о «древних могилах» помнили и берегли, хотя больше никого там не хоронили. Но были и исключения. Иногда случалось так, что покойника (например, самоубийцу или иноверца) нельзя было похоронить на церковном кладбище. Тогда вспоминали о сопках — "там же кто-то похоронен, вот там его и погребём". Вероятно, именно так могила оказалась на сопке.

Но всё же почему полковник Улан был похоронен здесь? Был ли он самоубийцей или ответ кроется в отсутствии отчества и странной фамилии?

К счастью, оказалось, что не мы первые интересуемся его судьбой. Поискав в сети, сразу вышли на статью «История Муравьёвских казарм» на сайте «Регионавтика». Из неё узнали, что полковник Самуил Улан служил в полку, расквартированном в находившихся неподалёку Муравьёвских казармах. А самое интересное, что он происходил из литовских татар и был мусульманином.

Осмотрев камень ещё раз, мы нашли на одной из граней надпись арабской вязью, подтверждающую эту версию.

Жаль по арабски никто из нас не читает (Даже Абдул, наш студент из Дагестана), но вероятнее всего это какая-то цитата из Корана.

Это всё объясняет. После смерти полковника-мусульманина нельзя было хоронить на православном кладбище и для могилы выбрали сопку неподалёку от казарм. Это же и объясняет отсутствие отчества на камне и необычную фамилию, которую он, вероятно, получил при поступлении на службу.

Сведений о биографии Улана в статье немного, к сухим данным с могильного камня можно добавить только, что 4 мая 1821 г. он был произведён в корнеты, а в 1831, уже будучи поручиком, отличился в ходе боёв во время Польского восстания 1830-1831:
«23 мая, встретив у местечка Бейсаголы эскадрон польских улан, он во главе сотни казаков «с лихостью тотчас же атаковал его и врубился в строй противника, шедшего навстречу. Мятежники рассеялись, оставив на месте убитыми одного офицера и 37 нижних чинов».

Cудя по сведениям, содержащимся в «Истории полка…» опубликованной в 1876 г. , Самуил Улан был довольно лихим кавалеристом. Только за кампанию 1831 г. получил две награды – орден святой Анны 3-й степени с бантом и орден Станислава 4-й степени. Да и для того, чтобы пройти за 22 года в Российской империи карьерный путь от портупей-юнкера до полковника, будучи мусульманином, надо было обладать несомненными талантами. Кроме того, судя по памятнику, Улан пользовался уважением однополчан, подыскавшим ему место для могилы и поставившим монумент.

Такой вот интересный памятник с тройной историей, совсем недалеко от Новгорода. Здесь и средневековая сопка, и отражение этнографических традиций и военная история XIX века.