Найти в Дзене

Шрамы, гейши и наколки - японский трип Николая II

Длина экватора – примерно 40 000 км. А цесаревич Николай, будущий последний император Российской Империи, в двадцать два года проделал путешествие длиной в 51 000 км и доплыл до заповедной страны на самом краю света – Японии.

Цесаревич закончил тринадцатилетнее обучение (восемь гимназических, четыре университетских и один дополнительный год) и получил от папы, Александра III, поручение – отправиться в Восточное путешествие (одновременно как подарок и как важную дипломатическую миссию). Его сопровождал греческий принц Георг, тоже из фамилии Романовых, бывший всего на год младше Николая.

15 апреля 1891 года крейсер «Память Азова» пристал к берегам Японии. Корабль встречала торжественная делегация во главе с японским принцем Арисугавой Такэхито. Ненамного старше Николая, принц к тому моменту отслужил в британском флоте, побывал в Европе, России и Америке.
Короче, как вы догадываетесь, королевский триумвират был заключен. Вечеринке быть!

Знакомство с Японией началось с города Нагасаки. Цесаревич по доброй традиции кутил инкогнито. Впечатления были разнообразнейшими: и питейная культура, и знакомство с прекрасным полом (в память о чаровнице гейше О-Мацу Николай II привез куклу-портрет девушки в натуральную величину. Полюбоваться сим чудом можно в Кунсткамере, там, ребята, не только уродцы, если что).

Однако надо понимать, что после двухвековой изоляции в Японии с подозрением относились к иностранцам. Тем более к будущим наследникам страны, которая находится в непосредственной близости и имеет недюжинный аппетит на территории. На тот момент у Японии были всего 6 сухопутных дивизий, а флота вовсе кот наплакал (к слову, всего через 15 лет они разобьют Россию в Русско-японской войне). Поэтому гостеприимство Арисугавы разделяли не все…

Неприятности начались в Киото, древней столице Страны Восходящего Солнца. По приезде Николая в русскую дипломатическую миссию поступило письмо с угрозами, подписанное кровью. Происшествие как-то замяли. 29 апреля три монаршие особы отправились к озеру Бива, самому большому озеру Японии, потом осмотрели величественный храм Миидэра, нагулялись, надышались свежим воздухом и поехали обратно. Поездка была весьма аутентичной – ехали на рикшах. В городке Оцу процессия продвигалась крайне медленно и сопровождалась конвоем из полицейских. И тут один из стражей порядка подбежал к коляске русского наследника, выхватил самурайский меч и нанес пассажиру голубых кровей 2 удара по голове. У принца Георга была хорошая реакция, и, кроме того, только что приобретенный сувенир под рукой – отличная бамбуковая трость. Принц отбил последующий удар и попытался повалить нападавшего на землю, но не вышло. Тогда двое рикш бросились на полицейского, обезоружили его и оглушили.

Понятное дело, что поднялась страшная паника, Николая доставили в соседний дом – там жил хозяин галантерейного магазина. Хотели уложить, но наследник сказал, что, мол, не нужно лишних хлопот, и, покуривая сигарку, дал сделать себе перевязку. Потом его отвезли в здание префектуры Оцу, а затем, под прикрытием, в Киото. Ну тут, конечно, вся королевская рать встала на уши – через пару дней сам император Мэйдзи приехал навестить раненого. Соболезнования, щедрые подарки и… оборвавшиеся каникулы – Александр III приказал наследнику возвращаться во Владивосток. Но Николай тоже в долгу не остался – на крейсер пригласили отважных рикш, спасших цесаревича, их наградили орденами Св. Анны (та самая «Анна-на-шею») и назначили пожизненную пенсию.

Супер, круто, а кто нападал? Нападавшего звали Цуда Сандзо, и он был бывшим самураем. Для него хотели добиться смертного приговора, но по законам мирного времени он заслуживал только пожизненной каторги. Только нападение на императора и его семью каралось смертью – тогда возникла мысль расширить понятия, включив иностранного наследника в список «святых». Однако известный адвокат Кодзима Икэн, назначенный вести это дело, рьяно защищал японскую Конституцию, и суд вынес пожизненный приговор. Однако полицейский скончался в тюрьме от пневмонии в том же году.

Не будем заканчивать на грустном. Цесаревич уехал из прекрасной Японии не только с шрамами от ударов самурайского меча, на его теле появилась еще одна отметина – он набил ТАТУХУ! Это было модно, в стиле английских денди. А ещё в его туристическом справочнике было написано, что это must do – вот он и попросил во время остановки в Нагасаки привести на корабль лучших мастеров. Да к тому же подбил младшего («брось, мама не узнает») – Георга. Всего каких-то 7 часов, и на правой руке Николая красовался симпатичный дракоша: сам черный, с желтыми рожками, зелеными лапками и красным пузиком. Вот Александра Федоровна, наверное, порадовалась!

Больше историй об исторических деятелях из Петербурга