Найти тему
Папа-блог

Семейный бизнес: Когда возникают проблемы и как с ними справиться

Оглавление

Успешные и удачные отношения, также, как и наработанный бизнес, не состоят в том, что у них вообще никогда нет проблем, а в том, что их пропорция тяготеет к уменьшению, а время, необходимое на выход из особо критичных ситуаций, довольно незначительно. Поэтому для того, чтобы семейный бизнес правильно развивался, необходимо понимать: проблемы обязательно будут возникать, и именно наше знание того, на каких этапах их следует ожидать и в таких ситуациях и что следует делать, поможет правильно их пройти и пойти дальше путем непрерывного роста.

Содержание статьи:

  • Почему люди открывают совместный бизнес?
  • Причины для открытия;
  • Отличие в деятельности мужчины и женщины;
  • Не в гендере дело;
  • Основные этапы становления семейного бизнеса:
  • Этап входа;
  • Этап роста;
  • Этап пике;
  • Этап спада;
  • Этап выхода.
  • Как слаженный механизм;
  • Секреты построения бизнеса;
  • Что холостяку хорошо;
  • К светлому совместному будущему;

Почему люди открывают семейный бизнес?

Мне приходилось видеть очень разные семейные бизнесы. Одни из них начинали мужчины, а затем привлекали туда и своих жен; в других случаях супруги изначально выступали равнозначными партнерами; а в-третьих дело начинали жены, но потом инициатива переходила к мужчинам. Были и такие, в которые сначала кого-то приводили, а затем тот / та, кого привели не только инициировал развод, но и отсуживал себе целый бизнес; знаю случаи, когда семейный бизнес становился препятствием к рождению детей, но есть и случаи, когда напротив, благодаря бизнесу и обретали потомство.

Одним словом, похожих вариантов нет, потому что так же, как и каждый человек неповторим, так же и сочетание двух неповторимостей дает еще более разнообразную комбинацию, а что уж говорить о комбинации комбинаций…

Причины для открытия

Но если все же классифицировать и систематизировать, то в общем можно выделить несколько причин, по которым люди решаются на открыть семейный бизнес:

  • На самом деле семья — уже предприятие, имеющее своих основателей, свой устав, свои ресурсы и создается для выработки какой-то продукции. Обычно это дети, возможно, ценности, порой отношения. Но почему речь должна была идти и о том, что можно коммерциализировать? То есть в целом семейный бизнес — это очень логическое следствие, а порой даже и причина объединения двух людей разного пола;
  • Заниматься в жизни чем-то нужно, а семейный бизнес минимизирует расходы (по крайней мере так сначала кажется) на наемных работников, их мотивации и объяснения им, что и как делать. Условно говоря, вы скорее всего будете работать с человеком, которому не только не надо «ноги переставлять» — все по десять раз объяснять, но еще и готового работать сверхурочно и при этом бесплатно (до какого-то предела). То есть говорим об экономической выгоде;
  • Семейный бизнес имеет и эволюционные преимущества для обоих полов. Прежде всего мужчина всегда может «контролировать» женщину, а женщина имеет постоянный защиту, и ей не надо искать поддержку у кого-то незнакомого в агрессивной мужском мире, ведь рядом есть родной и любимый человек. По крайней мере мужчина обычно верит, что семейный бизнес упростит ему жизнь в аспекте контроля ее времени, а женщина верит в то, что родной человек — это лучшая защита, чем «чужой» директор или «наемный работник»;
  • Наконец, для семейного бизнеса есть все исторические предпосылки — мужчины и женщины со времени аграрной революции, то есть уже тысячи лет, создавали бизнес, в основном почвообрабатывающем направлении, в котором к процессам были привлечены и мужчины-женщины, и дети, на правах рожденной рабочей силы. То есть можно сказать, что создание семейных бизнесов у нашего вида «в крови».

К сожалению

Этих обстоятельств вполне достаточно, чтобы каждый третья-четвертая пара время от времени или хотя бы раз в процессе отношений попробовала коммерциализировать свои усилия. То есть чтобы совместно что-то создала, реализовывала какую-то идею, основала бизнес или хотя бы чем-то совместно торговала.

Отличие в деятельности мужчины и женщины и ее влияние на рабочие будни

Однако, основывая семейный бизнес, обычно люди не учитывают асимметричности не только информации — то есть такого факта, что у каждого из партнеров супругов другая входная информация, но и асимметричности отношений полов. То есть мужчина рассуждает и вследствие этого оценивает свою жену как партнера по мужским параметрами. Женщина же, соответственно, мужчину как партнера оценивает по своим женским критериям.

И мы все хорошо знаем, какие будут выводы, если мы будем оценивать таланты слона согласно его способности лазить по деревьям, а обезьяны — по ее умениями ловить рыбу на дне моря.

Следствие — выдающееся преимущество (общее видение и цели) довольно скоро перечеркивается непониманием поведения друг друга в наипростейших бытовых ситуациях, которые уже сейчас называют бизнес-процессами.

Что нам нужно помнить, чтобы меньше «наломать дров» в процессе развития бизнеса? Ну, хотя бы то, что мальчики и девочки думают по-разному! Он остается охотником на мамонта, даже когда собирает гречку. Она остается сборщицей гречки, даже когда охотится вместе с ним на мамонта. Ему следует помнить, что она не будет выполнять столько работы, сколько он ожидает, а ей следует понимать, что он не будет выполнять работу таким образом, как бы хотелось ей. Соответственно, с его позиции Она всегда будет работать недостаточно, а с Ее позиции Он всегда будет работать слишком грубо и недостаточно аккуратно.

Итог

Как итог, она постоянно будет чувствовать, что Он на нее давит и всегда чем-то недоволен, сколько бы она ни сделала. Он же будет чувствовать, что она постоянно хочет его переделать на свой лад. И они будут схожи в борьбе против такого надругательства и узурпации одних над другими. Кроме того, их будет отличать масштаб целей: Он постоянно говорить ей о мамонте, а она ему о гречке. Он ей о предстоящих больших достижениях, а она ему, что что-то нужно сварить и сегодня. Чем моложе отношения партнеров, тем эти различия будут менее заметными. Однако, в соответствии с тем, как люди будут «изнашиваться», «порох в пороховницах» заканчиваться и наружу будет выползать все больше критичности. Конечно, и женщина может быть более активной в бизнесе, что вполне нормально, то есть скорее она охотится на мамонта, и в таких случаях не обманывайтесь очевидным — на самом деле она это делает с целью «привлечь» к гонке своего мужа!

-2

Не в гендере дело

Заметьте: большинство различий между мужчинами и женщинами, особенно тех, которые касаются их деловой активности, не являются обусловленными генетически, а приобретены социально, благодаря стереотипам. То есть не стоит считать, что женщины менее амбициозные или менее логично размышляют, или, например, мужчины более прямолинейны и менее творческие, ведь это не что иное, как выдумки.

Однако отношение и чувство в процессе работы у нас сильно разнятся. Фактически мужчины и женщины могут выполнять одно и то же задание одинаково хорошо, но … разными способами. Это как приехать в одно и то же место, но разными дорогами. Проблема же заключается в том, что мы в основном не ожидаем увидеть результаты и начинаем оценивать процессы. И что тогда получается? По нашему мнению, любимый человек «поехал не туда», то есть выполняет одну работу, когда мы считаем, сейчас приоритетнее будет выполнять другую (звонит, когда мы уверены, что лучше было бы писать; пишет, когда мы уверены, что лучше было бы звонить; лежит на диване, когда мы думаем, что лучше было бы работать, работает, когда мы считаем, что лучше было бы полежать). Одним словом, не видя конечных назначений друг друга, люди начинают упрекать, оценивать и критиковать там, где вполне достаточно понять образ мышления любимого человека.

Вывод из этой части довольно прост: мужчины, не требуйте от женщин помощи в бизнесе именно таким образом, каким вы хотите, будьте благодарны за помощь в целом; женщины, не ждите, что мужчина будет вести себя именно так, как вы думаете, что он должен вести, будьте благодарны за все, что он и так каждый день делает для вашего общего дела.

То есть концентрируйтесь на том, «что делает» любимый человек, вместо “накручивания” на тему того, «как делает». Потому что когда человеку (мужчине или женщине) показать общие, долгосрочные цели, вы сможете вместе дойти до нее, правда в процессе выполняя каждый свою работу по-своему.

-3

Основные этапы становления семейного бизнеса и проблемы на этих этапах

Редко когда можем увидеть конкретные этапы в реальных условиях, потому что это такое же неблагодарное дело, как на морских волнах искать, где их начало, а где конец. Однако можно сгруппировать некоторые причины и понять соответствующие последствия, а также примерно расставить их во времени. Все так поскольку у конкретной волны действительно трудно увидеть этапы роста и спада, но в целом у волн это сделать элементарно.

Итак, рекомендую выделить основные этапы:

  • Этап входа: Кто что вносит?
  • Этап роста: Кто чем занимается?
  • Этап пике: А может, стоит разойтись?
  • Этап спада: Кто виноват и что делать?
  • Этап выхода: Кому что положено?

Этап входа

Как бы там ни было, но чьей-то инициативы в основании бизнеса было больше, так сказать, «кому больше надо». Если «хочу» одного из партнеров супругов будет слишком сильное, то, вероятно, он / она просто откроет свое дело сам / сама; если «хочу» будет намного сильнее у одной из сторон, то вторая фактически может присоединиться только как наемный работник. И наконец, когда «хочу» более или менее одинаковы, то супруги основывают семейный бизнес на основе паритета. Однако здесь в игру вступают социальные факторы — мы не равны, а значит, и не можем  одинаковые взносы, а только другие. Соответственно, сводя их к общему знаменателю (а все это происходит подсознательно), считаем преимущественно по завышенному тарифу свой вклад и по заниженным процентам вклад другого человека.

Как в классическом примере о 5 мальчиках, что лепили снеговика и, когда каждого из них потом просили оценить свой вклад в общее дело, то, учитывая, что каждый примерно написал где-то между 30 и 50 процентами, снеговиков должно стоять два, хотя был только один. Однако опять же, чем лучше отношения, тем меньше это заметно, проблемы появятся позже — когда будет что делить, а отношения уже не первой свежести.

Этап роста

Проблема этапа роста заключается в том, что все могут делать все, потому что фактически полностью отсутствует специализация. Кто примет звонок — или я, или ты, кто поедет к подрядчику — или я, или ты, кто подметет пол в офисе — или я, или ты, кто опубликует информацию на сайте — или я, или ты и тому подобное. С одной стороны, идеальный вариант, потому что есть два почти полностью заменяемых элемента в бизнес-деятельности.

А с другой стороны, когда нет обязанностей, то нет и ответственности. Сначала оба не ждут, что кто-то за них выполнит ту или иную работу, но потом со временем … таки будут ждать. И снова проблема будет заключаться в асимметричности отношений к своей и чужой работе, причем асимметричности с обеих сторон, что без надлежащей проработки, то есть достаточного проведения времени вместе и общения, будет только усиливаться.

На этапе роста тоже о собственной выгоде никто не думает, потому что нечего делить, кроме того, максимальная вовлеченность в деятельность лишает лишних мыслей. Хуже всего — будущие перспективы выглядят очень радужными, и ничто не предвещает беды: клиенты довольны, заказы растут, супруги работают над одной темой, оба живут в ожиданиях, что вот-вот наступит день, когда денег станет намного больше, а времени на их заработок потребуется меньше.

-4

Этап пике

Все самое интересное начинается на третьем этапе, когда иллюзорные ожидания начинают рушиться, ставя под угрозу не только бизнес, но и взаимоотношения. Казалось бы, проблемы начались именно на этом уровне, но это не так — они существовали с самого начала, а теперь только проявились. Что же произошло?

Хаотично построенный бизнес начинает работать на чрезмерных оборотах: заказы постоянным клиентам задерживаются на несколько дней, уже некому нанять уборщицу, чтобы подмела в офисе, людей соответствующей квалификации не хватает, а учить новых некогда, деньги есть, но они полностью расходуются на потребности бизнеса, за счет чего ухудшается качество привычной жизни, работа перестает приносить удовольствие, ведь приходится работать в постоянном цейтноте … К вопросам неравномерного распределения обязанностей добавляется еще и неравномерное разделение денег, и все перечисленное умножается на асимметричность отношений …

К тому всего прибавляются проблемы исходя из индивидуальных особенностей пары: вероятно, женщина уходит в декрет и понемногу удаляется от бизнеса — и в мыслях мужчины начинает претендовать еще на меньшее, а возможно, наоборот, не хочет при таких оборотах бизнеса пока рожать — мужчину опять же это может не устраивать. Даже если в отношении детей есть общее мнение, то начинают давать трещины отношения, над которыми, вполне вероятно, в течение развития бизнеса никто не работал.

В тоже время также «вылезают» все недоработки в персональной финансовой грамотности, личной неэффективности, проблемы в семейных моделях, прошедшие обиды из мухи раздуваются до размера если не слона, то хотя бы гиппопотама, и все это на фоне несколько уже выцветших отношений, а еще перчинки добавляет то, что ресурс мужчины растет, он становится властнее и финансово богаче, а ресурс женщины ослабевает — она ​​становится менее молодой, а за то, чтобы оставаться красивой, приходится каждый день бороться.

Грубо говоря

Словом, организм бизнеса вырастает из детских штанишек, и они начинают трещать по швам и лопаться во многих местах одновременно. Соответственно, у каждого из партнеров, с одной стороны, мотивация остаться вместе, потому что есть общие наработки и есть что делить, а с другой стороны, необходимо существенная реконструкция взаимоотношений, потому что каждый из пары чувствует, что «так дальше быть не может».

Этап спада

Семейный бизнес, прихватив с собой «супружескую связь», переходит на следующий этап — спад. Необходимо некоторое снижение скорости, чтобы все достижения не полетели в тартарары, прихватив с собой «штамп в паспорте». Чем менее самодостаточны люди, тем больше они начинают видеть причин проблем друг в друге, тем больше «показывают пальцем друг на друга» и говорят «ты во всем виноват / та». Хорошо, когда они дойдут до вопроса «что делать дальше?» и хотя бы предпримут попытку его совместно обсудить. Но, к сожалению, и в этом вопросе они могут сделать вывод: уже незачем быть вместе.

На самом деле многие супруги достойно проходят испытания затруднительными временами, но мало кто способен достойно пройти сквозь “тучные времена” — время излишков и процветания. Особенно, если процветание обусловлено вложенным временем, но без построенной системы, то есть когда нет денежного потока без чрезмерного вложения времени владельцами. Конечно, есть немало вариантов, в которых супруги, сделав шаг назад, затем делает очередных два шага вперед, так постоянно продвигаясь к большой общей цели, но это прерогатива семей, которые параллельно работают не только над своими отношениями, но и над самими собой. Фактически тогда они почти полностью застрахованы от долгосрочных кризисов и распада.

-5

Этап выхода

В противном случае приходится переходить к очередному этапу, который обычно очень прагматичен и рационален, вплоть до того, что чередуется с крайними выплесками эмоций у обеих сторон и ставит окончательную точку или на бизнесе, или на отношениях, или и на первом, и на втором одновременно. На этапе выхода приходится делить совместно наработанное, а это обычно вызывает недовольство у обеих сторон, особенно, если принять во внимание: все предыдущее время люди «считали» свой собственный вклад весьма асимметрично. Поэтому-то у обеих сторон останутся обиды и нарекания. Их, разумеется, можно избежать, если оба супруга работают над собой и являются целостными личностями, но парадокс заключается в том, что когда они будут такими «прокачанными», то тогда не дойдут до пятого этапа, а решат все вопросы на третьем или хотя бы на четвертом. Соответственно, возникает логичный вопрос: как не впасть в крайности 5 этапа и Как построить успешный семейный бизнес?

Семейный бизнес: Как слаженный механизм

Семья — это система, которая строится на взаимоотношениях, а бизнес — это отношения, которые строятся на системе. Взаимоотношения должны быть очень сильно развиты, чтобы выдержать еще и надстройку совместного бизнеса на них. Не каждая пара согласится проверить силу своих взаимоотношений, нагрузив на них еще и вопрос совместной работы, и общий финансовый результат.

Впрочем, почти каждая пара время от времени приближается к черте, за которой уже нужно попробовать, кроме детей, создавать еще что-то общее.

И для этого приходится напоминать: взаимоотношения не пострадают от совместного бизнеса только тогда, когда бизнес будет несколько отделен от взаимоотношений правильно спроектированной системой.

Повторюсь: семья — это отношения, бизнес — это система. Для того, чтобы росло и то и другое, нужно выстраивать их на соответствующем фундаменте. Как в старой доброй сказке про пса и лошади: лошадь надо кормить овсом, а пса — мясом, когда мы начинаем лучшие куски мяса отдавать лошади, а пса кормить отборным овсом, погибают оба, несмотря на то, что намерения у нас были наилучшие.

Хорошее начало

Если супруги долго вынашивали и запускали свой совместный проект, медленно его раскручивали, вероятность успешного результата у них значительно больше. Если же, наоборот, старт и рост были слишком быстрыми, стоит ждать проблем. Не менее важной является «точка входа», то есть ответ на вопрос: насколько зрелыми и самодостаточными люди вошли во взаимоотношения и в бизнес?

Чем более взрослыми (не по возрасту, а по мировоззрению) они были на входе, тем больше вероятность сформировать счастливые отношения и одновременно успешный бизнес. Потому что вообще под «успешным» рекомендую иметь в виду не только ситуацию, когда он приносит значительную финансовую отдачу, но и такую, когда при этом люди  остаются супругами не просто на бумаге, а и сохраняют свежесть и теплоту чувств.

-6

Секреты построения бизнеса

Так какие «секреты» построения такого бизнеса?

  • Разделяйте рабочее и личное время. Чтобы оставаться супругами, надо научиться находить время не только на семейный бизнес, что активно растет, но и на себя. Причем это время стоит достаточно четко оговорить наперед или согласовывать каждый день. Договоритесь между собой, когда сегодня вы будете думать не о работе, а только друг о друге. Сколько пар распадается из-за такой банальной причины — они перестали совместно проводить время!
  • Разделяйте роли — когда вы на работе и когда вы дома. Должны быть определенные обстоятельства, при которых вы «снимаете погоны» и перестаете вести себя в соответствии с занимаемыми должностями. Помните, что хотя быть директором, или руководителем отдела продаж, или бухгалтером это очень ответственно, но дома ваша основная должность — «любящий муж» или «хорошая жена».
  • Формируйте меньше ожиданий относительно того, кто, что, когда и как должен делать. Ожидания — следствие асимметричности восприятия мира, что усиливаются собственной низкой самооценкой. Когда мы думаем: кто должен отвечать нашим картинам мира — сразу ставим под угрозу долгосрочные взаимоотношения с этим человеком, ведь делаем его личность, рожденную свободной, безосновательно повинной себе.
  • Говорите о своих планах, целях и стратегии. Люди особенно хорошо держатся вместе, когда их объединяет клей будущего, то есть яркие совместные перспективы. Особенно важно это помнить мужчинам, которые могут многое делать, но ничего не объяснять своим любимым, больше таким образом вредя, чем создавая. В общем, если в отношениях есть проблемы, то причиной является какая-то из двух: люди или слишком мало времени проводят вместе, или слишком мало общаются между собой — других причин, как правило, нет.

Что холостяку хорошо

Есть также несколько пунктов, которыми пренебрегают бизнесмены «не семейного» типа, но какие необходимо обязательно соблюдать в семейном бизнесе:

  • Нет иерархии и структуры. То есть неизвестные должностные полномочия, и не прописаны участки бизнеса и то, кто за них отвечает. Непонятны также функции каждого участника бизнеса. Поэтому, начиная семейный бизнес, обязательно возьмите бумагу и ручку и нарисуйте проект своего крупного предприятия с иерархией и должностями в нем.
  • Нет прописанного распределения обязанностей. Там, где все могут делать все, со временем никто не делает ничего. Полномочия и ответственность должны быть прописаны следующим пунктом под названиями должностей в соответствии с их иерархией.
  • Не платите себе фиксированную зарплату. Слияние кассы бизнеса и семейного кошелька — это настолько «убийственная смесь», что позволяет предположить крах бизнеса (или взаимоотношений в семье) со 100% -ной вероятностью. Решение очень простое: разделяйте бюджеты, выписывайте, сколько стоит какая должность, и платите себе так, как человеку, которого наняли на работу.
  • Решите: ваш бизнес — «помощь» или партнерство. Партнерство — это когда люди вкладывают равные доли и поровну делят прибыль и риск. Помощь — это когда кто-то один вкладывает больше, но и претендует на все доходы, по желанию делясь с тем, кто помог. Оговорите особенности своего участия в начале, в противном случае ожидайте недопонимание и проблемы. Люди слишком часто думают, что их «берут в бизнес» на условиях партнерства, а затем оказывается, что это была лишь «помощь».

А еще

  • Думайте о том, как будете расходиться. Может, не слишком романтично, но как говорится: лучше с мудрым потерять, чем с глупым найти. Так же и в семейном бизнесе: когда дамоклов меч возможного разделения постоянно нависает над головами каждого из участников предприятия, то обычно они … крепче держатся вместе. Конечно, при условии, что никто мечом не шантажирует и не раскачивает его над головой у партнера, прибегая к откровенным манипуляциям и провокациям. Таки да, начиная долгий путь, стоит думать о его конечной точке, тогда и путешествие продлится долго, и оно будет приятным.
-7

К светлому совместному будущему

Доверие, любовь, поддержка, понимание, общие цели и планы, готовность отдавать больше, чем получать, нелимитированно вложенное время, максимальная самоотдача — это все является отличной инвестицией в ново созданное предприятие. Действительно такой вклад каждого из участников-супругов неоценим. Но стоит помнить, что все преимущества со временем становятся недостатками, и особенно это касается семейного бизнеса. Ведь каждый инвестор впоследствии ожидает возвращения своей инвестиции с прибылью.

И если в «салат семейного бизнеса» добавить необходимость длительной работы над отношениями, поперчить различными гендерными различиями в отношении к работе, залить родственными моделями, которые порой совсем не совпадают, приправить индивидуальными чертами участников супругов, то у нас может получиться или вкусное и неповторимое блюдо, а может непонятная и несъедобная смесь. Готовьте свои блюда согласно проверенным рецептам — и в конце вы получите не только успешный бизнес, но и счастливые супружеские отношения!

Следует различать два типа семейного бизнеса: первый — это тот, где основными учредителями выступают супруги, второй — тот, который базируется на взаимоотношениях родителей-детей-братьев-сестер. Поскольку в обоих случаях источник мотивации существенно отличается, поэтому и путать их не стоит. Первый из перечисленных выше семейный бизнес (супруги) в основе имеет составляющую взаимоотношений, а второй — выгоды. Это вовсе не означает, что один «хороший», а другой «плохой». Просто они — разные.

Поэтому, если вы к семейному бизнесу приобщаете родителей, братьев и сестер, то это будет вести вас к одному типу конфронтаций, а если к делу, созданному мужем и женой, — то к другому. Отдельной статьи писать не буду, а только сориентирую, что в одном случае вы получите трудности в сочетании целей любимого человека с целями родных вам «по крови» людей, а в ином — всегда будете между молотом и наковальней интересов «отцов-основателей» и вопрос «что я здесь делаю?» от любимого человека.

Успехов во взаимоотношениях и бизнесе!

Источник.