Творчество рождается из комбинации, на первый взгляд, несочетаемых вещей.
Успешные авторы придумывают идеи для нового романа, постоянно спрашивая себя: «А что будет, если?»
Вот как Стивен Кинг отвечает на вопрос, который задают ему чаще всего «Откуда вы берете свои идеи?»:
«Все мои идеи сводятся к тому, чтобы взять два понятия или образа, соединив их каким-нибудь новым и интересным образом, а затем спросить: «Что будет, если?»
Например:
– Что, если политический убийца был медиумом и на самом деле пытался спасти мир от зла? («Мертвая зона»)
– Что, если собака заболеет бешенством и начнет терроризировать семью? («Куджо»)
– Что будет, если писателя похитит его поклонник номер один? («Мизери»).
Почему эти вопросы так эффективны? Дело в том, что они связывают две идеи или концепции уникальным и неожиданным образом.
Для понимания этого процесса можно использовать метафору плетения. Мы берем отдельные пряди и сплетаем их в одну косу или узел, которые затем можем соединить с другими, для создания самых затейливых и невероятных узоров.
Точно также творческое мышление запускает нейронную активность в области головного мозга, включающей одно понятие (например, домашний любимец), и связывает с активностью в другой области, содержащей другую идею (например, бешенство).
Рассматривая творческий процесс как комбинацию идей, вы снимаете с себя давление. Если вы писатель, вам нет необходимости придумывать совершенно новую идею.
Еще Марк Твен заметил:
«Нет такого понятия, как абсолютно новая идея. Это невозможно. Мы просто собираем множество старых идей и помещаем их в своеобразный калейдоскоп. С каждым поворотом мы получаем новые любопытные комбинации. Продолжая вращать калейдоскоп, мы создаем бесконечное множество новых сочетаний, — но все они состоят из одних и тех же кусочков цветного стекла, которые использовались на протяжении веков».
Так что перестаньте давить на себя, заставляя генерировать принципиально новые идеи. Подумайте о том, как вы можете скомбинировать хорошо знакомые идеи уникальным и неочевидным образом.
Конечно, не все комбинации одинаково хороши. Если соединить арахисовое масло и желе, вам будет вкусно, но арахисовое масло в сочетании с сардинами? Вряд ли. Поэтому вопрос «Что, если?» не гарантирует, что ответ окажется удачным.
Нил Гейман как-то полушутливо поделился своим опытом: «Каждый знает, что если вас укусил оборотень в полнолуние, вы превратитесь в волка. Но представьте: вы сидите и думаете: «Что произойдет, если оборотень укусит золотую рыбку?»
Очевидно, есть веская причина, почему Гейман не написал подобную историю!
В конце концов, вам придется решить, какие ответы следует оставить, а какие заслуживают быть отброшенными. И чем чаще вы будете задавать вопрос: «Что, если?», тем больше черновой «руды» вам придется перебрать и рассортировать.
Для того, чтобы освоить эту технику, задавайте вопрос: «Что будет, если?» на протяжении всего дня. Спрашивайте себя: «Что, если?», гуляя по улице или отходя ко сну.
Имейте в виду, что когда ваше подсознание начнет отвечать на этот вопрос, он прозвучит в виде еле слышного шепота. Поэтому слушайте очень внимательно, чтобы не пропустить, когда ваш «внутренний творец» начнет говорить.