1. Михаил Иванович Глинка - первый русский классик. До него Россия жила музыкой, импортированной с Запада, а с него началась эпоха, как сейчас принято говорить, музыкального импортозамещения. Глинка сделал русскую музыку конкурентноспособной на Западе. Он соединил европейский музыкальный опыт и русский национальный стиль и сделал это гениально.
2. Глинка был не то чтобы профессиональным композитором, а, скорее, талантливым дилетантом: сочинял от случая к случаю, по вдохновению, многое начинал и бросал, музыки написал немного, учился музыкальной теории и композиции всего несколько месяцев, вёл праздный, фактически, богемный образ жизни. Постоянно путешествовал по Европе, задерживаясь иногда надолго в какой-нибудь стране. Жил он на средства от своего смоленского имения, сочинение музыки не приносило ему дохода.
3. Глинка имел польские корни: его прадед был офицером польского шляхтетского полка.
4. Музыкальная одарённость Глинки была не менее яркой, чем у Моцарта. Музыка была его страстью с раннего детства. Он обладал феноменальной музыкальной восприимчивостью и интуицией, быстро учился и мог легко осваивать опыт других композиторов. Это позволило ему без фундаментальной подготовки достичь уровня лучших западных композиторов.
Так же, как Моцарт, Глинка обладал природным мелодическим даром и "лёгким пером". Но, в отличие от Моцарта, был очень самокритичен и всегда комплексовал по поводу своей недостаточной "музыкальной учёности".
5. Глинка вырос в очень дружном семейном кругу, в обстановке всеобщей любви и достатка. Имение его родителей (Новоспасское) было одно из самых богатых, красивых и гостеприимных в Смоленской губернии. Для маленького Глинки была устроена специальная комната с певчими птицами, его воспитанием и обучением занимались гувернёры и домашние учителя. В усадьбе был регулярный английский парк с каскадом прудов, в оранжереях выращивались персики и ананасы. Семейные обеды сопровождались музыкой духового квартета специально обученных крестьян.
6. Глинка получил прекрасное домашнее образование, и закончил петербургский Благородный пансион со вторым результатом. Он знал почти все европейские языки, причём, приезжая в новую страну, легко осваивал и новый язык.
Он хорошо играл на фортепиано и прекрасно пел тенором. Впоследствии он давал петербургским дамам уроки вокала.
7. В бытовой жизни Глинка был порождением старинных традиций русского барства и крепостничества. Так его воспитала бабушка, которая, фактически, лишила юных родителей Глинки родительских прав из опасения, что они его простудят, и даже летом приказывала топить печь в детской.
Он был страшно изнежен, не мог сам одеться и раздеться, не знал, как расплатиться в лавке, не выносил холода. В Петербургских салонах знали, что к приходу "Глиночки" надо готовить "шубку", иначе он будет мерзнуть даже в натопленном помещении. В заграничных путешествиях, кроме слуги, его, как правило, сопровождала крепостная девушка из его имения в качестве "няньки".
Его мемуары напоминают историю болезни крайне мнительного пациента. Они на треть заполнены жалобами и откровенными описаниями его разнообразных ежедневных недомоганий.
8. У Глинки была в Петербурге репутация богатого и ленивого барина, который проводит дни на диване и пишет в свободное от пирушек время. Так его изобразил Репин в своём портрете. Стакан с ложкой на столике (для микстуры?), очевидно, намекает на то, что Глинка не просто так лежит на диване, он просто прихворнул.
Глинка действительно не имел склонности к регулярному труду и часто проводил дни и ночи с так называемой "братией" - богемной компанией, в которую входил также художник Карл Брюллов и поэт Нестор Кукольник.
Глинка был знаком с Гоголем, входил в пушкинский круг, был дружен с Жуковским, Кюхельбекер был его гувернёром в Благородном лицее.
8. У Глинки нет и не было оперы "Иван Сусанин". Его опера о Сусанине называется "Жизнь за царя". Название поменяли в сталинское время, как и либретто, чтобы убрать монархические акценты.
9. Слава Глинки как крупного русского композитора началась с постановки оперы "Жизнь за царя". Сочинение этого произведения имело идеологическое значение, поэтому Николай I лично контролировал процесс его написания. За постановку этой оперы Глинка не получил ни копейки гонорара, но царь подарил ему перстень с бриллиантом. Это был пик музыкальной карьеры Глинки. Ему было 32 года. Вторая опера Глинки "Руслан и Людмила" успеха не имела.
10. Глинка был маленького роста - 160, в зрелые годы довольно плотного сложения. Он был сентиментальным и общительным человеком, совершенно беззлобным, душой любой компании и любимцем дам, которые называли его "Глиночкой". Он любил красное вино, плюшки и сладкие пироги, а также чай с лимоном.
11. Он был женат, но брак его продержался недолго в силу богемных привычек Глинки.
12. В цепи многочисленных любовных увлечений Глинки выделяется его роман с дочерью Анны Керн Екатериной. Для неё он написал романс "Я помню чудное мгновенье" и прекрасный Вальс-фантазию.
13. Глинке не удалось добиться в России официального профессионального статуса, которого он заслуживал в силу своего таланта. Дело не только в том, что он недостаточно энергично к этому стремился. В России было принято пренебрежительное отношение к русским авторам и слепой пиетет перед иностранцами. Это очень угнетало Глинку, и уезжая в последний раз за границу, он плюнул себе под ноги и произнёс пророческие слова: "Хоть бы мне никогда не видать больше этой земли!". Так и вышло. Он умер в Берлине спустя 2 года. Ему было 53 года.
14. Обе оперы Глинки очень редко ставятся в России. На Западе его музыка почти совсем неизвестна.