Найти тему
ЛЕВОРУКИЕ ДЕТКИ

РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ.

Как определить праворукий или леворукий ребенок?

Многие родители задают вопрос: как узнать какой рукой ребенок будет держать ручку, карандаш?

Практика показывает, что неправильное определение ведущей руки у ребёнка имеет свои причины, особенно когда к этому вопросу относятся без внимания и серьёзности и не зная тех последствии которые будут. Многие определяют ведущую руку «на глазок» или «по желанию», определяя, какой рукой ребёнок будет выполнять работу.

В каком же возрасте и кто должен определить ведущую руку у ребёнка?

Первыми выявляют, какая рука, ведущая это родители, наблюдая какой рукой выполняет деятельность ребенок. Однако, нужно иметь ввиду, что у многих детей до определенного возраста бывает достаточно трудно определить какая рука ведущая, используя игровой способ наблюдения.

Итак, ведущую руку с помощью различных методик могут определить, как родители, так и учитель. Существует несколько методик по определению ведущей руки, я приведу упрощенный вариант тестирования, предложенный сотрудниками Института возрастной физиологии РАО М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавский. Эти тесты включают в себя игровые задания с учётом возрастных особенностей. При выполнении взрослый должен сесть напротив ребёнка, но не сбоку. Обстановка должна быть спокойной, доброй. Можно начать тестирование следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай поработаем вместе: я буду давать задания, а ты постарайся сделать их хорошо.» Все пособия, предмет надо положить строго на середину стола на равном расстоянии от левой и правой руки.

Первое задание – рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, и предложите нарисовать то что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он нарисует, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Бывает так что дети отказываются от этого «Я не умею», «У меня не выходит» и т.д. Но наша задача успокоить его и сказать, что у него все получиться. В задании будет учитываться не только какой рукой работает ребенок, но и качество выполнения работы.

Второе задание – открывание небольшой коробочки. Ребёнку предлагают несколько коробочек, окрашенных в разные цвета. Задание: «Найди пуговичку или бусинку в одной из коробочек.» Ведущей будет та рука, которая совершает активные действия: закрывает, открывает, вытаскивает предмет из коробочек.

Третье задание – построение колодца из спичек. Ведущая рука та которая активно выполняет все действия.

Четвертое задание – игра в мяч. Нужен небольшой (можно теннисный) мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и вы просите, как можно точнее кинуть в какую-то заранее намеченную цель несколько раз. Ведущая – та рука, которой ребёнок бросает мяч.

Пятое задание – вырезание ножницами по контуру рисунка. Ведущая – та рука, которой ребёнок держит ножницы. Но бывает так, что ребёнок плохо владеет ножницами и для этого попросите взять ребёнка ножницы в другую руку и оцените, какой рукой рисунок вырезан лучше.

Шестое задание – нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на нитку. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение вне зависимости от того в какой руке нитка. Активное движение может осуществлять как рука с ниткой, так и рука, держащая бусинку или пуговицу.

Седьмое задание – выполнение вращательных движении при закрывании и открывание крышек на баночках, бутылочках. Предлагают 2-3 баночки с завинчивающими крышками, хорошо будет если крышечки будут разного диаметра. Ведущая рука та которая совершает активные движения т.е. крутит крышку.

Восьмое задание – развязывание узелков. Предварительно нужно не сильно завязать несколько узелков, на шнуре средней толщины. Ведущая рука та, которая развязывает узелки.

Девятое задание – построить из кубиков дом, крепость и т.д. В этом заданий оценить ведущую руку труднее, чем в предыдущих заданиях, так как дети обычно строят двумя руками. В этом задании не стоит торопить ребёнка, а наблюдать, какой рукой чаще берёт, укладывает и поправляет кубики.

Для того чтобы не держать результаты по заданиям, удобно в ходе исследования заполнять вот такую таблицу:

Фамилия, имя________________________

Дата проведения______________________

Возраст______________________________

Задание. Левая рука Правая рука Обе руки

1

2

3

4

5

6 и т.д

После выполнения задания, нужно поставить знак плюс в нужный столбик. Леворуким считается ребенок, у которого в столбике левая рука, наибольшее количество плюсиков.

Приведённые выше задания преимущественно предназначены для детей дошкольного возраста. Существуют также тесты и для детей младшего школьного возраста.

Приведу лишь некоторые примеры:

1. Открывание коробочек различных диаметров и наблюдаем какой рукой совершаются активные действия.

2. Колодец.

Построение колодца из спичек и вновь смотрим какая рука является ведущей.

3. Протирание тряпкой доски. Если учащийся выполняет движение левой рукой, то его просят поймать брошенную ему тряпку и бросить её в корзину, стоящую в 4-5 шагах от ребёнка.

4. Поднимание предмета. Ребёнка просят поднять лежащий на полу предмет.

Также проверить ведущую руку у младшего школьника можно с помощью данной таблицы:

№ Вопросы Правой рукой Обе руки

0 Левой рукой

Чаще

+1 Только

+2 Чаще

-1 Только

-2

Какой рукой ребёнок рисует?

Какой рукой бросает мяч, камень?

Какой рукой бьёт молотком?

Какой рукой держит зубную щётку?

Какой рукой расчёсывает волосы?

Какой рукой работает с ножницами?

Какой рукой стирает ластиком?

В какой руку держит ложку?

Сумма баллов

Продолжение следует….