Найти тему
ZAVODFOTO.RU

История энергетики России в фотографиях: Балаклавская ВЭС

Ветроэлектростанция почти на 100 кВт была построена под Балаклавой, оказывается, еще в 1931 году. Как видите, это был не какой-то там небольшой ветрячок, в обозначении станции Д-30 - 30 означало диаметр трехлопастного ротора. Высота же самой башни, от земли до гондолы, составляла около 20 метров. Более чем пятиметровое расстояние от земли до нижней точки прохождения лопастей и безопасность обеспечивало, и от попадания в слой заторможенного трением о землю воздуха избавляло. В результате, при довольно умеренном для данного места ветре в 11,5 м/с была получена мощность в 93 кВт. В принципе, учитывая использованное оборудование, существенно больше взять было нельзя (хотя, по современным оценкам, с таким ротором можно взять в 3-5 раз больше).

В качестве генератора использовался асинхронный электродвигатель, мощностью в 125л.с. (91,8 кВт), так что и 93 - уже немного за пределами его возможностей, а уж зарегистрированные почти 120(!) кВт, - совсем фантастика. Конечно, ограничение по мощности искусственное, и максимальные допустимые обороты достигались ротором задолго до максимальной скорости ветра, а потом лопасти начинали флюгироваться, чтобы не сжечь импровизированный генератор. Обидно, конечно, ничего не скажешь, - но на тот момент у конструкторов не было достаточно компактного электрогенератора большей мощности. С другой стороны, выдавать мощность будет немного ровнее, как мне кажется, выйдя на номинал при относительно еще небольшом ветре. Тоже дело.

Конечно, к нагрузке станция подключалась не одна. Ветер дело ненадежное, и работала она как вспомогательная на одной линии с паровой (с торфяным отоплением, как пишут) электростанцией под Севастополем, которая изменениями своего режима компенсировала неравномерность выработки энергии на ВЭС.

-2

Отдельного упоминания заслуживает сама конструкция станции. Башня, разработанная инженером В. Г. Шуховым (тем самым) имела систему ориентации по принципу голландских мельниц, только с электроприводом. На гондоле имелся флюгер и пара реле. При изменении направления ветра флюгер замыкал реле, и электродвигатель на "ноге" крутил башню до тех пор, пока флюгер не "отпускал кнопку". При этом, в системе управления была реализована задержка, чтобы не дергать башню по пустякам, при краткосрочных изменениях направления ветра. Несмотря на громоздкость, конструкция интересна тем, что в ней очень мало нехороших изгибающих башню усилий, в основном, чистое сжатие. Однако, в конструкции ВЭС очень много архаичных черт, включая наклонный ротор, а в совокупности - Балаклавская ВЭС, конечно, была эдаким ветряком-динозавром, доведенной до предела технологией голландских ветряных мельниц. Больше по такой схеме ветряков не строили.

Балаклавская ВЭС проработала 11 лет, до 1942 года, когда она была разрушена в ходе боевых действий.

разрушенная Балаклавская ВЭС

-3

Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

LiveJournal / Instagram / Facebook / ВК / Одноклассники / twitter  / Golos.io / Яндекс.Дзен

Наука
7 млн интересуются