Найти в Дзене

Каждый сам себе минотавр

По совету знающего человека читаю «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла, знаменитого американского (но он таки ирландец, что вдвойне приятно) мифолога и религиоведа, чьи исследования, изложенные в этой монографии, вдохновили Джорджа Лукаса на создание «Звездных воин».

Читать толковых мифологов для меня отдельный восторг, так что немного процитирую в связи, конечно, с одним из самых сильных и страшных мифологических образов, оставленных нам минойской культурой:

"«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по — своему». Этими пророческими словами граф Лев Толстой начал свой роман о духовном расколе героини его современности, Анны Карениной. На протяжении семи десятилетий, прошедших с тех пор, как эта пришедшая в полное смятение супруга, мать, охваченная слепой страстью женщина бросилась под колеса поезда — жестом, символизирующим то, что уже произошло с ее душой, завершая трагедию дезориентации — потоки романов, газетных сообщений и не запечатленных воплей отчаяния, сливаясь в неистовый дифирамб, воспевают быка — демона лабиринта — гневного, разрушительного, сводящего с ума, воплощающего в себе того же самого бога, который, в милосердии своем, являет собой обновляющее начало мира. Современный роман, подобно греческой трагедии, воспевает таинство расчленения, каковым и является жизнь во времени".

Так-то, знающие люди говорят, а не только я со своей дилетантской колокольни. Тут хочется добавить мем-картинку типа «Это минотавр. Не будь как минотавр», но я сдержусь. Зато напомню тем, кто читал, и посоветую тем, ко не читал рассказ Фридриха Дюрренматта «Минотавр» (я по его малой прозе даже диплом защищала, он правда очень-очень). Автор написал его за пять дней до смерти, в 1985 году, и назвал балладой. Полный текст я приведу для удобства на сайте, а мысли по этому поводу здесь.

«Минотавр танцевал среди своего Лабиринта, среди мира своих отражений, танцевал, как чудовищное дитя, как его собственный чудовищный отец, как чудовищный бог среди вселенной своих отражений».

Рассказ-метафора, рассказ-парбола, в котором каждый непременно узнает себя. Человек у Дюрренмата блуждает в лабиринте своего сознания, он «одновременно исключенный и заключенный», и весь мир наполнен его собственными отражениями. И еще здесь подтверждаются недавние мои размышления про танец, как универсальный, своеобразный протоязык общения с миром и Богом.

Дюрренматт любил изображать минотавра и в рисунках, он, как и Пикассо, создал целый их цикл, два черно-белых я поместила на подборке ниже, а Пикассо не поместила, ибо не люблю, зато люблю картины современного художника Charles-Louis La Salle, это те, что будто сплетенные из цветных лент, и еще там нашлось место для чудесного парижского стрит-арта авторства тоже Чарльза, но с фамилией Leval. Кстати и его рекомендую к ознакомлению, прямо таки французский Бэнкси.