Найти тему

Сколько стоят ваши цели

Оглавление

Как отличить настоящую цель от навязанно

Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как».

Слова Ницше — девиз любого успешного человека. Под словом «успешный» я подразумеваю не только успех в делах, но и личный успех. Жизнь без цели не имеет смысла, цель без смысла не имеет жизни. Найти осмысленную цель, а не желание что-то делать, сложно. Но возможно.

Я подхожу к вопросу поиска целей с разных сторон: личной и рабочей. В этой статье мы обсудим границы мышления, личные цели и их смысл.

В конце статьи — задания. Они помогут выбрать из ежедневных дел те, которые ведут вас к цели.

Границы мышления

Первое, что мешает в постановке цели, — базовая экзистенциальная позиция. То есть то, как человек ощущает окружающий мир: воспринимает его благоприятным или враждебным.

По гипотезе американского психолога Тимоти Лири, отношение к миру формируется с рождения до момента, когда ребенок начинает активно передвигаться. Если беременность и роды проходили нормально, человек приходит в мир в балансе психических ресурсов: положительных и отрицательных. Он как белый лист.

Взаимодействуя с окружающим миром, в первую очередь с родителями и предметами, маленький человек получает первые опыты. Они фундаментально впечатываются в память. Негативный опыт ставит на белом листе черную кляксу. Даже если опыт заслуженный.

Например, родитель ударил ребенка, который разбил дорогую вазу. С точки зрения взрослого, это оправданно: набедокурил — наказали. Для психики ребенка нет разницы. Событие отпечатывается в памяти как негативный опыт.

Скорее всего, отрицательные опыты есть у всех людей. Но если они выходят за нормы, которые психика готова компенсировать, окружающий мир начинает восприниматься как агрессивная среда.

С этого момента включается механизм, который я называю механизмом самосбывающихся пророчеств: человек получает то, что прогнозирует.

Человек прогнозирует будущее на всех уровнях психики постоянно. Действует на опережение и реагирует на то, что еще не произошло.

У сотрудников отдела Вадима и Олега конфликт. Предстоит совещание с руководителем. Вадим боится, что Олег выставит его в невыгодном свете, и заранее проигрывает в голове возможные варианты защиты. На совещании Вадим агрессивно реагирует на каждую фразу Олега, даже приветствие. Начинается перебранка.

Если окружающий мир воспринимается опасным, большинство нейтральных фактов человек расценивает как угрожающие.

Олег никого подставлять не собирался и говорил спокойно. Но Вадим не мог судить адекватно: он уже спрогнозировал ситуацию, в которой Олег пытается его подставить. Сам Вадим и воспроизвел прогноз в реальности.

Прогноз оправдался и подкрепил модель мира Вадима: он и дальше будет прогнозировать так же негативно. Вот и получается: мир изначально агрессивен — прогнозирую негативно — получаю проблемы — подкрепляю модель агрессивного мира.

При постановке цели модель агрессивного мира становится границей, за которую нельзя выйти. Вы ставите цель и заранее прогнозируете негативный результат.

Проблема собственного намерения

Базовая экзистенциальная позиция — первое, что меняет наше намерение и тормозит определение цели. Второе и большее зло — среда, в которой растет ребенок, а именно взрослые: родители, друзья семьи, воспитатели и учителя.

«Зачем тебе это?! Тебе это не нужно, брось!»

«Хочешь в хоре петь? Мальчики в хоре не поют! Пойдешь на карате!»

«Чего ты сидишь с книжкой? Смотри, какая погода хорошая, все гуляют. И ты иди погуляй».

«Ты хочешь быть юристом? Пойдешь на стоматолога! Почему? Потому что я так сказал(а)!»

Дети делают что-то, только потому что хотят это делать. Когда желания детей не нравятся взрослым, они шлифуют чадо напильником, иногда добавляя молотком, иногда — кувалдой.

Вырастает человек, у которого отбили умение и смелость чего-то хотеть. Он впитал с ложкой утренней овсянки, что хотеть можно только то, что социально приемлемо, что попадает под «фильтр» других людей (укладывается в их границы мышления).

Человек вырастает с «предустановленным» набором целей, в котором есть стандартный путь:

окончить школу — отмазаться от армии — поступить в институт — устроиться на работу.

В этой цепочке тоже есть рамки: выше начальника отдела не прыгнешь без связей, рабочим не будешь — у нас в семье все с высшим образованием.

С такими установками в будущем мы не делаем шаги, которые могли бы привести к успеху из-за изначального отрицательного прогноза.

Парень с небольшим опытом работы только что приехал в Москву из другого города. Он не отправит резюме на хорошую позицию в известную компанию. Зачем, если заранее известно, что это невозможно? Так все говорят.

Большинства целей мы не достигнем, потому что заранее прогнозируем отрицательный результат и душим намерение.

Отбрасывая собственное намерение, мы действуем по шаблону социально приемлемых целей: квартира, дача, машина, должность, семья. Когда шаблон исчерпан, начинается кризис.

Выбор цели

Прочитать полную статью на www.megaplan.ru

Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайк.

C уважением, команда "Мегаплана"