Краткие истории о кузнечном шедевре
О том, как «прижилось» в Донбассе нетипичное для флоры региона растение и как возникло идея создания пальмы из рельса, существуют несколько версий. Начнем с официальной.
В 1895 году Донецкий завод Джона Юза (в последствии — ДМЗ) готовился к Нижегородской выставке, на которую свозили умельцы свои достижения со всей России. Успех представленных но такой выставке робот, как правило, гарантировал заказы предприятию на долгие годы, так что было ради чего удивлять посетителей. В цехах металлургического завода, проработавшего к тому времени около четверти века, ковали, лили, гнули металл.
В 1900 году пальма, выкованная из рельсовой стали, была представлена на Международной промышленной выставке в Париже, где экспонат поразил искушенную французскую публику.
Неофициальная, романтическая версия гласит, что идея создания пальмы родилось в кабаке гостиницы «Великобритания», где кузнец Мерцалов отдыхал с немецким коллегой. Они поспорили, кто из них лучше владеет молотом. В холле заведения стояла пальма, она и стала предметом спора, который Алексей Мерцалов выиграл, превратив рельс в произведение искусства. И пальма, в подтверждение мастерства донецкого умельца, в последствии получила высшую награду на Нижегородской выставке в 1896 году, а затем — Гран-При выставки в Париже (1900).
В другом варианте — Алексею Мерцалову Юз поручил сделать что-то, что бы удивило всех. Мастер искал идею для воплощения, и обратил внимание на изящное тропическое дерево. Одни утверждают, что оно стояло недалеко от столика, за которым отдыхал рабочий, другие же уверены, что он увидел его через окно ресторана, а денег посещать такие заведения у рабочего быть не могло.
Вот как писал об уникальной роботе донецкого умельца харьковский журнал «Горнозаводской листок»:
«Пальма сделана из одного рельса. Ее ствол несет но себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинного художественного изделия — З м 530 мм. Молот и зубило — вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы».
В другой газете того времени встречается такая оценка:
«Пальма поражает зрителей высотой, стройностью, удивительным изяществом. Ее темные, рассеченные листья, веером расходящиеся от ствола, были ток легки, о тонкий шершавый ствол так гибок, что вначале было трудно поверить, что это не живое растение, вывезенное с кавказского побережья, а тончайшее произведение искусства. Всем хотелось потрогать ее руками.»
С легкой руки журналистов, которые сообщали, что «пальма сделана из одного рельса», а «молот и зубило — единственные инструменты» появились легенды, которые бытуют и до сих пор. Впрочем, эта уникальная художественная работа достойна того, чтоб о ней слагались легенды.
Окончание >> Возрождение легенды