Белый князь русского флота
Аскольд – русский бронепалубный крейсер, который прошел недолгий, но полный ярких событий боевой путь. Свое название он получил от имени овеянного легендами князя-воина Аскольда.
История проекта и строительство
Проектирование корабля велось специалистами компании «Крупп» в конце позапрошлого столетия. Задание на разработку выдал морской технический комитет, который брал за образцы лучшие английские и японские крейсера того времени. Строительство корабля было начато в декабре 1898 года, а уже в первые дни марта 1900 прошла торжественная церемония спуска «Аскольда» на воду. 12 января 1902 новый крейсер был официально принят в состав русского флота. Корабль был окрашен в традиционный для отечественного ВМФ белый цвет.
Боевой путь
Первые годы
Через полгода после начала службы, на борту крейсера побывал император Николай II, а еще через 3 месяца – королева Греции Ольга. В конце лета 1902 корабль начал переход на Дальний Восток. В феврале 1903 он прибыл в Порт-Артур, где и оставался до начала русско-японской войны.
Русско-японская война
В начале русско-японской войны корабль несколько раз выходил в море для обстрела японских крейсеров и миноносцев, а также для прикрытия российских минных постановок. Решающим для «Аскольда» стал день 28 июля 1904 года, когда он вместе с «Новиком» во время боя с вражеской эскадрой не отвернул назад в гавань, а пошел на прорыв и ценой героических усилий экипажа смог пройти через кольцо неприятельских кораблей. 30 июля крейсер бросил якорь на китайской реке Вузунг, а еще через 12 дней был интернирован.
Сибирская флотилия
После войны «Аскольд» был передан представителям российского флота и перешел во Владивосток, где стал одной из сильнейших боевых единиц Сибирской флотилии. В 1911-1912 на корабле был проведен капитальный ремонт. В 1913 корабль выходил в плаванье к берегам Филиппин.
Первая мировая война и интервенция
В начале первой мировой войны крейсер участвовал в поиске немецкого рейдера «Эмден» в Индийском океане. В 1915 году был переведен на Средиземное море, где прикрывал огнем десанты на берега Греции. В январе 1916 зашел в гавань Тулона, где получил новые орудия и прицелы. В ночь на 19 августа того же года в погребе боезапаса «Аскольда» произошел взрыв. В его организации были обвинены несколько десятков человек из команды корабля. 8 матросов были расстреляны.
Перед началом 1917 года крейсер перешел на Северный Ледовитый Океан, в Архангельск, где с небольшими перерывами базировался до 1918. 14 июля того же года «Аскольд» захватили британские моряки. Чуть позже они увели корабль в Англию.
Последние дни крейсера
В 1922 году советское правительство выкупило крейсер у англичан. После детального осмотра корабля специалисты пришли к решению отправить его на слом. Разделка «Аскольда» проходила в Гамбурге силами сотрудников АО «Деруметалл».
Характеристики
Водоизмещение корабля составляло 6000 тонн.
Длина: 132 метра.
Ширина по миделю:16,9 метра.
Осадка при обычной загрузке топливом и боеприпасами: 6,3 метра.
Бронирование: от 25 мм (орудийные щиты) до 152 мм (рубка). Палуба была покрыта бронированной сталью толщиной 51-76 мм.
Мощность двигателей 23 600 л. с.
Количество винтов: 3.
Максимальная скорость, показанная на испытаниях: 24,5 узла.
Дальность плавания крейсера при поддержании хода в 10 узлов: 6500 миль.
В состав вооружения корабля входили по 12 орудий калибра 152 мм и 75 мм, 8 пушек калибра 47 мм, 2 орудия калибра 64 мм, которые предназначались для десантов. В подводной части «Аскольда» были установлены 6 торпедных аппаратов калибра 381 мм.
Штатная численность экипажа корабля составляла 580 человек.
Интересные факты
В марте-апреле 1904 года в качестве вахтенного начальника на крейсере «Аскольд» проходил службу будущий верховный правитель России Александр Васильевич Колчак.
Крейсер и его команда были прекрасно описаны в романе Валентина Пикуля «Из Тупика». Сам корабль является одним из главных героев книги.