В России начался период досрочной сдачи ЕГЭ. В это время главный государственный экзамен чаще всего сдают те, кто уже закончил школу и кому результаты ЕГЭ необходимы для нового поступления в ВУЗ, для работы или же для себя. Сегодня сдавалась история. Один из наших авторов решил попытать свои силы и написать ЕГЭ спустя 4 года после сдачи этого экзамена в школе. Зачем ему это? Во-первых, как он сказал, для преподавательской работы, во-вторых - для самоконтроля, а в-третьих - для того, чтобы было, что рассказать читателям нашего блога "Филиал Карамзина". Итак, впечатления нашего автора о ЕГЭ по истории образца 2018 года:
"С 2014 года в организации почти ничего не изменилось. Так же присутствуют строгие наблюдатели, которые стараются проконтролировать каждый твой шаг, так же в аудиториях стоят камеры видеонаблюдения, так же тебя сканирует металлоискатель. Однако изменения все же есть. Во-первых, КИМы (контрольно-измерительные материалы с заданиями) теперь привозятся не в запечатанных пакетах, а на дисках, и распечатываются на принтере прямо в аудитории. То же самое происходит и с бланками регистрации и ответов (кстати, они теперь не розовенькие, а черно-белые). Во-вторых, многие данные (код региона, пункта проведения ЕГЭ, название предмета и т.д.) теперь пропечатаны автоматически, что несколько облегчает участь выпускников и экзаменуемых.
Если говорить о заданиях, то сразу скажу, что мне, скорее всего, попался легкий вариант. Конечно, сами задания я цитировать не буду, но хочется отметить, что и в их формате произошли изменения по сравнению с 2014 годом. Например, больше нет частей А, В, С, а есть только первая и вторая части, в которых отсутствуют даже намеки на тестовые задания. Теперь ребята могут видеть несколько заданий на работу с историческим источником, задания по карте, по культуре и т.д. Сочинение сейчас пишется не по исторической личности, а по одному из предоставленных на выбор периодов.
Если говорить о впечатлениях, то ожидаемой ностальгии по переживаниям четырехлетней давности не было, ровно как не было и самих переживаний. Отсюда можно сделать четкий вывод, что огромное влияние имеет статус экзамена, то есть как он влияет на жизнь человека. Если это выпускная веха, от которой зависит твое, ни много ни мало, будущее, то ты, конечно же, будешь трястись, переживать и, как некоторые особо впечатлительные выпускники, плакать, истерить и падать в обморок. А если ты с высоты своего возраста (целый 21 год) смотришь на это и приходишь сдавать только для себя, то никаких трудностей не испытываешь. Единственное - многое забывается, в том числе и важность правильного заполнения бланков. Например, я ошибся в заполнении поля "код образовательной организации", а в некоторых ответах написал прописную "е" вместо печатной.
Главным впечатлением была необычность происходящего. Давно я не сидел в обстановке, которая требует строгого выполнения инструкций и правил поведения. К тому же, уже забылось, как странно и чудаковато ведут себя учителя-организаторы ЕГЭ. Когда видишь скованность и некоторый страх этих людей, которые сами на кого хочешь могут его навести, то осознаешь, что они попросту боятся сделать что-то не так и получить какое-то взыскание или наказание, которые за нарушения на ЕГЭ хуже, чем за взятку в миллион условных единиц. А еще по-смешному строго вели себя дяденьки-наблюдатели, которые провожают тебя в туалет и обратно, следят за тем, чтобы ты не списывал, и контролируют коридоры и кабинеты школы.
В заключение всему сказанному хотелось бы рассказать о своих размышлениях по вопросу "нужен или нет ЕГЭ". Мне кажется, что это настоящая палка о двух концах. Главной отрицательной чертой ЕГЭ является то, что он плодит тотальное недоверие людей друг к другу. Ярким примером являются те самые диски, которые и подтолкнули меня на размышления. Ведь не лень же было все это на носители записывать, а потом еще и распечатывать минут пятнадцать в аудитории. Мне кажется, что организаторы в центрах управления ЕГЭ (или как они там именуются) не доверяют простым учителям, которые проводят экзамен. Думают, наверное, что те могут поменять пакеты или каким-то образом подсказать ученикам. А еще учителя-организаторы не доверяют ученикам, поэтому провожают их до туалетов, стоят рядом с дверьми в уборные, записывают точное время выхода и прихода экзаменуемого, запрещают что-либо брать с собой в аудитории. Это просто огромная машина тотального недоверия всех ко всем и полного контроля всего.
А вот если говорить о положительных чертах ЕГЭ, то он все же дает возможность проверить знания учеников. Другое дело, что они после выхода из пункта ЕГЭ все забывают, но это вопрос уже к школам, их обучающим. А еще он все же является неким "билетом в будущее", который доступен любому ученику из любого места. Проще говоря, ЕГЭ дает возможность поступать в любой ВУЗ даже человеку из глубинки, а это все же важно. Главным критерием успешности твоего поступления являются не деньги, а баллы за ЕГЭ.
Итак, сегодня я побывал на ЕГЭ по истории. Мне понравилось. Контроль не угнетал, задания тоже не приводили в уныние. Организация была хорошей, к этому претензий нет. Через две недели посмотрим, какие будут результаты, но уже сегодня скажу, что это весьма полезный для меня опыт, который, надеюсь, пригодится в будущем. На крайний случай, будет, что рассказать внукам..."