Легенда
Его привели к настоятелю монастыря в кандалах. Братья избили его, монаха, преступившего суровый закон Бенедиктинского ордена. Настоятель нахмурил брови. Не желая разговаривать с еретиком и преступником властным жестом велел вывести его вон и учинить расправу. Несчастного следовало замуровать живьем в нише монастырской стены, дабы его погибшая душа служила средством устрашения врагов истинной веры. Но еретик взмолился и обещал за ночь представить книгу, которой еще не видел мир.
Его бросили в келью с чернилами, пером и связкой пергаментных листов. Дверь захлопнулась с лязгом, отсекая внешний радужный мир от мрачного покоя кельи, едва освещаемой свечой. Монах взялся за перо. Ночью, обессиленный, он воззвал к владыке Тьмы и Дьявол возник в облаке серного дыма.
Книга была написана, снабженный иллюстрациями огромный гримуар, в котором содержалась вся сумма человеческих знаний, накопленная ко временам крестовых походов. Когда с утра монастырская братия отворила дверь кельи, та была пуста. И только огромная книга возвышалась посреди стола, излучая таинственную силу...
А на самом деле...
Так гласит легенда. А что мы действительно знаем о Библии Дьявола, известной также как Codex Gigas (Большая книга)? А знаем мы теперь немало.
Время и место создания
Гримуар действительно был создан в начале XIII века. Об этом недвусмысленно свидетельствует радиоуглеродный анализ пергаментных страниц. Помимо этих данных, упоминание в книге смерти епископа Пражского Андреаса, скончавшегося в 1223 году, и отсутствие сообщения о кончине короля Чехии Оттокара I в 1230, позволяют предположить, что Кодекс Гигас был завершен именно в этом промежутке времени - между 1223 и 1230 годами.
Пока что мы не в силах доказать, что гримуар создали в бенедиктинском монастыре города Подлажице, хотя именно эта обитель упоминается в книге. Более того, известно, что Подлажицкий монастырь всегда был бедной обителью, а для изготовления такой книги требовались немалые расходы. С другой стороны именно поэтому, из-за стесненности в средствах, подлажицкие бенедиктинцы могли продать свой труд цистерианским монахам.
Книги стоили в Средние века очень дорого. Поэтому и цистерианцы, чтобы поправить свои дела, вскоре продали книгу в другой монастырь, оттуда ее снова перепродали и так гримуар странствовал по монастырям, пока не попал в Брумов монастырь, где и пребывал в XVI веке.
Автор гримуара
Строго говоря, у Библии Дьявола нет автора. Создателя книги следует считать компилятором и переписчиком, так как в ней содержатся тексты, так или иначе известные в XIII веке, ничего принципиально нового гримуар не содержит.
Большой интерес вызывает то, что согласно графологической экспертизе, весь труд был выполнен одним человеком. По сравнению с возведением пирамид эта работа может показаться не такой уж и сложной, но следует помнить о том, что средневековый монах-переписчик был вынужден посвящать свое время не только копированию текстов, но и подготовке пергамента, изготовлению чернил, а также отправлению культовых нужд. Кроме того, в случае помарок приходилось зачищать страницу или полностью переписывать ее. Историки предполагают, что время, которое монах мог посвятить работе с текстом не превышало трех-четырех часов в день. При такой скорости работы переписчик должен был потратить на свое творение всю жизнь, около тридцати лет.
Имени загадочного переписчика история не сохранила. Есть версия, что некий монах-затворник Герман, упомянутый в мартирологе, может быть тем самым героем, совершившим трудовой подвиг по записи Библии Дьявола, но никаких доказательств этому нет.
Содержание книги
Как мы уже упоминали, Кодекс Гигас не содержит никаких специфических текстов. Все, что включено в его содержание, так или иначе было известно в мире Средневековья. А это немало. В кодекс входят:
- текст Ветхого и Нового завета;
- две книги Иосифа Флавия об Иудее;
- энциклопедия авторства Исидора Севильского;
- медицинские трактаты (включая Гиппократа);
- инструкция по экзорцизму (аккурат после знаменитого изображения Дьявола);
- чешская историческая хроника;
- календарь-мартиролог для вычисления сроков церковных праздников;
- список имен жертвователей монастыря.
Как мы видим, в гримуаре нет ничего таинственного. Однако есть вырванные страницы. Кем и когда они были уничтожены, с какой целью и какой текст содержали - до сих пор неизвестно. Есть предположение, что на этих страницах располагался устав ордена Бенедиктинцев. Но в этом случае неясно, зачем было их вырезать?
Где сейчас находится Библия Дьявола
Как мы помним, в XVI веке книга хранилась в Брумском монастыре, куда ее ездил изучать ученик Парацельса Кристофор Шлихтинг. Затем Кодекс Гигас привлек внимание Рудольфа II, императора Священной Римской империи, увлекавшегося эзотерикой. Он выкупил книгу и привез ее к себе в Прагу. Именно при его дворе за гримуаром закрепилось странное название "Библия Дьявола" и возникла легенда о ее создании неким преступным монахом за одну ночь. Скорее всего, это прозвище возникло из-за знаменитого рисунка Дьявола, который был совершенно нетипичен для Средневековья. На самом же деле в Библии Дьявола нет совершенно ничего дьявольского.
В 1649 году шведские войска захватили Прагу и Кодекс Гигас был в качестве трофея увезен в Стокгольм, где и находится до сих пор в экспозиции музея Шведской Королевской библиотеки.
Подписывайтесь на наш канал. Мы будем рады вашим лайкам и репостам!