Жертвоприношение на Курбан-байрам является широко известным обрядом. По причине большого ажиотажа в СМИ о нём знают не только мусульмане, но и представители иных конфессий. Однако знаем ли мы о жертвоприношении, совершаемом в месяце Раджаб? Оказывается, есть и такой обряд. Подробнее о нём в нашем материале.
Вопрос: Слышал, что в месяц Раджаб желательно совершать такое жертвоприношение, как ‘атира. Достоверно это?
Ответ:
‘Атира – это жертвоприношение, совершаемое в первые десять дней месяца Раджаб, а также и в другие месяцы.
В книге «Тухфат аль-Мухтаж» ибн Хаджар аль-Хайтами отмечает:
المعتمد من مذهبنا الموافق للأحاديث الصحيحة كما بينه في المجموع وادعاء نسخها لم يثبت ما يدل له وإنسلم أن أكثر العلماء عليه أن العتيرة ...وهي ما يذبح في العشر الأول من رجب) ج-٩، ص-٣٧٧(
«Наиболее аргументированным в шафиитском мазхабе является мнение, что ‘атира совершать желательно, это — жертвоприношение в первые десять дней месяца Раджаб, поскольку об этом свидетельствуют достоверные хадисы, как это разъяснил имам ан-Навави в своей книге "аль-Маджму".
Утверждение, что хадисы о желательности ‘атира аннулированы, не установлено, хоть и многие учёные фикха говорят, что они отменены».
والفرَع ... وهي أول نتاج البهيمة يذبح رجاء بركتها وكثرة نسلها مندوبتان.
«Также является желательным фара’— это закалывание первого приплода животного после отлучения от матери, как предзнаменование того, что это животное (мать) будет благодатным и даст большое потомство».
لأن القصد بهما ليس إلا التقرب إلى الله بالتصدق بلحمهما على المحتاجين فلا تثبت لهما أحكام الأضحية كماهو ظاهر.
«Приносить их обоих в жертву считается желательным, так как целью этого является раздача мяса нуждающимся.
Для ‘атира и фара’ не установлены условия узхията (жертвоприношение на Курбан-байрам)».
Имам ан-Навави в своей книге «Равзат ат-Талибин» (том 3, с. 237) утверждает:
وحكي أن الشافعي رحمه الله قال: إن تيسر ذلك كل شهر ، كان حسنا (ج-٣، ص-٢٣٤)
«Передано, что имам аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Если есть возможность на ‘атира, то будет хорошим деянием делать это ежемесячно».
Аш-Ширвани в комментариях к книге «Тухфат аль-Мухтаж» (том 9, с.377) пишет:
قال ابن سراقة آكد الدماء المسنونة الهدايا ثم الضحايا ثم العقيقة ثم العتيرة ثم الفرَع (ج-٩، ص٣٧٧)
«Ибн Сурака говорит: "Самое ценное жертвоприношение – это хадая (животное, которое закалывают из-за определённых причин, связанных с хаджем и умрой). Потом удхийя (жертвоприношение в Курбан-байрам), за ним акик (жертвоприношение при рождении ребёнка. Потом ‘атира, а после фара’"».
Заключение:
1. ‘Атира является желательным (суннат). Это закалывание любого животного, мясо которого можно употреблять. Особенно желательно закалывание в первые десять дней месяца Раджаб, а также и в другие месяцы.
2. Желательным также является фара’. Это закалывание первого приплода животного (овцы, верблюдицы и т.д.) после отлучения от матери. Делается это как предвестие того, что это животное (мать) будет благодатным и что оно даст большое потомство.
3. Мясо этих животных желательно раздать нуждающимся. Также можно какую-то часть оставить себе, а остальное раздать бедным.
Отдел фетв Муфтията РД