Мы хотим верить и чаще всего верим, что ничего не случится. Простите за бытовой пример: течет кран, руки не доходят его починить, и в один прекрасный день мы приезжаем домой с работы и видим, что наша квартира превратилась в озеро (со мной такое было - знаю). Это мелочь, конечно, есть вещи куда как серьезнее. Колоссально серьезнее и страшнее.
Трагедия в Кемерово - она из этой же серии. Бездумная перепланировка здания из фабрики в развлекательный центр, наверняка, сделанная как бог на душу положит - из этой серии: а что? что может случиться? (а теперь представьте, сколько таких вот перепланированных зданий на просторах России). Использование в отделке дешевых стройматериалов: а что? зато сэкономили! Перекрытые подъезды к зданию припаркованными машинами: ну и что? а куда мне ставить свою тачку? Закрытые двери в кинозалах: а почему они должны быть открыты? мало ли безбилетник просочится? что может случиться?
Случилось. И уже катастрофически поздно что-либо менять.
Сейчас в сети разгорается очередная дискуссия, кто виноват и что делать. То ли бизнес, который продавил сокращение числа пожарных проверок, то ли государство, которое пошло на поводу у бизнеса, то ли конкретные люди. Этот спор, конечно, ничего не решит. Сейчас, после этого случая в Кемерово, снова увеличат количество проверок бизнеса, бизнес снова станет кричать, что его кошмарят. Найдут виновных (или стрелочников, как это у нас часто бывает) осудят, посадят, но...
Самое страшное, что погибших детей, этих крошек, которые только-только начинали жить, которым казалось, что у них всё впереди, что впереди у них прекрасная жизнь, - их уже не вернешь, черт возьми! Их нет больше. И виноваты в этом мы, взрослые. Потому что нам кажется, что ничего не случится. Потому что мы часто забываем о своей ответственности.
Что будет дальше? Ничего. Вернее, ничего не изменится. Мы даже на больших трагедиях не можем ничему научиться (вспомните 2009 год и "Хромую лошадь"). Мы не можем научиться ответственности, у нас ее просто нет. После каждого теракта в аэропорту усиливают проверки, начинают шмонать так, что мама не горюй. Но проходит год или полгода и всё забывается - и спокойно провози в ручной клади банку с медом (например). В 2016 году в Калининграде сгорел магазин пиротехники, чуть не полыхнул огромный торговый центр, погибла женщина. И что вы думаете? Вскоре этот магазин работал на прежнем месте.
Как так получается? Почему?
Потому что тот, кто надо, получил взятку, поделившись с тем, кто выше. И еще потому, повторю, что нам кажется, что беда не случится, что беда где-то далеко, что если и случится вдруг, но только не со мной, не с моими близкими и родными. Всем нам - от бизнесмена, который экономит на отделке, до чиновника, который закрывает глаза (небескорыстно) на нарушения.
А беда всегда рядом. И она будет приходить раз за разом, пока каждый из нас не будет относиться к своему делу, к своей жизни и жизни других с полной, с безоговорочной ответственностью.
Но возможно ли это?
Я выражаю глубокие соболезнования родным и близким погибших. Это большое горе, держитесь.