Святые кузнецы
Обратил внимание, что в детстве меня крестили в храме бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, а они в России считаются покровителями именно кузнецов. В народе их вообще называли «божьими кузнецами» и приписывали им множество других полезных функций.
Не обращая особого внимания на мифы русского народа, в поисках реальности пристально рассмотрел вопрос и оказалось, что в ортодоксальной традиции известно три пары святых с такими именами, живших примерно в одно время — конце 3-го и начале 4-го века. Почитают двоих молодых братьев-врачей, пострадавших за веру в Риме и позже убитых из зависти своим учителем (день памяти 14 июля), двоих зрелых врачей, именуемых асийскими (день памяти 14 ноября), и двоих аравийских мучеников, опять же врачей-братьев (день памяти 30 октября). Католическая церковь особо почитает именно аравийских братьев, но при этом в иконографии нередко объединяет изображения чудес, совершенных разными парами братьев.
Итак, святые Косьма и Дамиан, особенно асийские и аравийские, действительно иногда считаются покровителями кузнецов, но кузнецами по профессии никто из братьев-врачей не был. Опять несколько взгрустнул, хоть профессию меняй — неужто генетика профессии настолько тяжела и темна, что даже истинно небесных покровителей нужно привлекать из других специальностей? Однако рассмотрел историю повнимательнее и поглубже.
Оказалось, что у мусульман славный пророк и царь Давид\Дауд почитается и как покровитель металлургов и оружейников, и Аллах мягким сделал для него железо (сура «Саба», 10), также он считается изобретателем кольчуги. Нашел и в Европе двух почитаемых реальных святых кузнецов – Элигия, епископа Нуайонского, и Дунстана, архиепископа Кентерберийского. Оба были действующими умелыми кузнецами и ювелирами, а также весьма значительными общественными деятелями, приближенными к королевским домам своих стран, Англии и будущей Франции.
Святой Элигий жил в 7-м веке и, помимо чисто церковной деятельности, прославился двумя «кузнечными» эпизодами. Так, однажды подковывая строптивую брыкающуюся лошадь (вроде бы одержимую бесом), он отрубил ей ногу, подковал и прирастил обратно без всяких осложнений. Отмечу, что в немецкой книге 15-го века, посвященной святым Косьме и Дамиану Аравийским, описывается как они также чудесно отрезали у больного гниющую ногу и вместо нее успешно прирастили ногу только что умершего мавра.
Другой случай-чудо Элигия еще более известен. Однажды во время его работы в кузнице бес очень уж назойливо мешал, явившись зримым образом… и святой схватил его клещами за нос. Этот эпизод вошел в легенды и фольклор разных народов. Например, такое же деяние приписывают и святому кузнецу Дунстану, покровителю музыкантов и оружейников, жившему в Англии в 10-м веке.
Интересно, что в фольклоре Руси божьи кузнецы Кузьма и Демьян подобным же образом, схватив клещами за язык, побеждали чудовищного змея-дракона. Впрочем, змеи-драконы и кузнецы это тема особая и весьма широкая, поэтому здесь я ее развивать не буду и лишь отмечу, что во всех известных мне легендах и мифах о противостоянии героев злу и хаосу кузнецы всегда оказывались на правильной стороне.
Итак, профессия кузнеца и опасна, и трудна, хотя на первый взгляд опасность не видна. Заниматься этим ремеслом всерьез стоит лишь тем, кто не убоится физических трудностей и избежит духовных опасностей. Мое итоговое мнение: кузнечное дело такое же призвание, как и поэзия, поэтому если можешь не писать стихи – не пиши, если можешь не ковать – не куй.
Леонид Архангельский