Найти тему

"Гиньоль имени Станиславского"

- Константин Сергееич Станисла-а-вский
- Константин Сергееич Станисла-а-вский
- Константин Сергееич Станисла-а-вский

весело поет изумленный зрительский зал. Так начинается "Гиньоль". Хотя нет. На самом деле он начинается даже раньше. В фойе вас встречает целая вереница классиков театра, снабженная соответствующими цитатами.

Именно они потом появятся и в спектакле, но уже с небес, точнее - облаков, и в виде кукол. Кстати, еще неизвестно, в каком виде мы сами окажемся на небесах. Пожалуй, симпатяги-куклы - не худший вариант развития событий. У некоторых удачно встают волосы дыбом, а смена докторской шапочки Антон Палыча на его же волосяной покров каждый раз вызывает улыбку.

Но вернемся к спектаклю. В основе лежит забавный рассказ Карела Чапека "Как ставится пьеса":
В настоящем кратком, но поучительном обозрении нам хотелось бы рассказать авторам, публике и даже критикам о том, как возникает спектакль, какие метаморфозы претерпевает пьеса, прежде чем она, подобно бабочке, торжественно выпорхнет из кокона на премьере. Мы не намерены притворяться, что понимаем театр
его не понимает никто — ни люди, состарившиеся на подмостках, ни самые искушенные директора театров, ни даже газетные рецензенты. Господи боже мой, если бы драматург мог заранее знать, будет ли его творенье иметь успех! Если бы директор мог предсказать, даст ли оно сбор! Если бы у актера были какие-нибудь предзнаменования о том, удастся ли ему роль… тогда, о, тогда в театре можно было бы работать спокойно и уверенно, как в столярной мастерской или на мыловаренном заводе. Но театр сродни военному искусству и азартной игре в рулетку — никто заранее не знает, какой получится спектакль. Не только на премьере, но и каждый последующий вечер свершается чудо, заключающееся в том, что пьеса вообще идет и что она доигрывается до конца. Ибо театральный спектакль — это не столько выполнение намеченного замысла, сколько непрерывное преодоление бесчисленных и неожиданных препятствий. Каждая планка в декорациях, каждый нерв в человеке могут внезапно лопнуть, и, хотя они обычно не лопаются, атмосфера в театре всегда остается напряженной. Иначе просто не может быть.
Это, собственно, фон. На относительно абстрактных действующих лиц Чапека наложены совершенно реальные руссские персонажи. Все, как один - классики, каждый в своем жанре. Режиссеры (Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов с очаровательным акцентом), актеры (Комиссаржевская и Ермолова были вне конкуренции), автор (Чехов, конечно же), а также сама пьеса в виде мимишной оранжевоклювой "Чайки" (
а может быть, ворона, а может быть...).

Засценовый голос цитирует прекрасные фрагменты из Чапека, а действующие лица непосредственно в лицах демонстируют, что написанное - абсолютная правда. Первые минут 20 мы искренне наслаждались этим чудесным, смешным и одновременно трогательным безобразием на сцене, а дальше оригинал Чапека ушел в тень, а на подмостках возобладала мысль режиссера.  Согласно которой, кукольники - тоже люди, и более того - они тоже актеры. И иногда им надоедает отвечать себе на вопрос "почему вы все время ходите в  черном?" (с) Чехов

Они появляются на сцене в разноцветном, а зритель, кажется впервые в кукольном театре, смотрит спектакль, в котором актеры - и люди тоже. А заодно обнаруживает, что за сценой тоже есть жизнь. А также она есть под сценой, над сценой и вокруг нее. Потому что осветители, звукорежиссеры, работники сцены (вы знали, что такое "косячок"? А вот и совсем не то, что вы подумали!), уборщицы, наконец, все они тоже участники спектакля. И многие из них тоже хотят на сцену. Хотя бы и в антракте :)

Но, опять-таки, не будем отвлекаться. Оказалось, что самое страшное, что есть в театре - это репетиция. Нам показали столь долгий, столь монотонный и совершенно без перспективы завершения процесс, что я искренне начала сочувствовать актерам. Это зритель может позволить себе бездумно вздремнуть в кресле, а актер вынужден в сотый раз выходить и произносить слова роли. Пока режиссер не будет удовлетворен результатом. Даже, если он - кукла. В итоге выяснилось, что репетицию, как и ремонт, закончить нельзя. Можно только прекратить.

Происходит это обычно на премьере. И вот тут-то и вылезают косяки (уже в более привычном для зрителя контексте). Вывод: не ходите на премьеры, друзья. Если пьеса по мысли Чапека, должна вылежаться в театре, то спектакль - и тем более. Имейте совесть. Дайте актерам спокойно доучить роли, костюмерам дошить платья, а художникам докрасить декорации. :)

Резюме: это редкий вид актерского спектакля, поставленного прежде всего для тех, кто в театре служит. Так что, если вы работник театра (и не важно, какой и какого), ни в коем случае не пропустите этот спектакль! Он создан для вас! Вы точно будете узнавать на сцене себя, своего режиссера, своего автора, своих коллег, и даже рабочих сцены и надеяться, что они-то точно вас не узнают.

Если вы зритель - просто будьте готовы к тому, что это спектакль для тех, кто в теме :)   Репетиция может вас утомить, забивание "косячка" - потревожить ваш сон, но вы точно с удовольствием споете про Станиславского и перечитаете на ночь Чапека.

Плюсы:
1) Сама идея такого спектакля для взрослых (мы же тоже любим кукол) с адаптацией в сторону русских театральных классиков. 
2) Художественное оформление: от кукол и перьевой/ощипанной чайки (включая идею ощипать ее таким способом) до атлантов, поддерживающих небесный театр с местом для музы :)

Минусы:
1) Основной - явная затянутость в середине действия и несколько избыточное число повторов (одно - следствие другого). 
2) Чапека можно было бы и добавить, вкрапления его юмористических цитат определенно придавали дополнительный шарм спектаклю
Убрать минусы - и будет шедевр!

Официальный сайт Московского театра кукол,
группы театра в соцсетях:
Фейсбуке, ВКонтакте и видео-канал на Youtube.