Найти тему
HUSSLE

Как сделать «мозговой штурм» продуктивнее

Оглавление

Автор: Руслан Плахутин

Как правило, «мозговой штурм» (или «брейншторминг») делится на три основных этапа: постановка проблемы, генерация идей, группировка и оценка вариантов. Не будем описывать каждый из них подробно (за деталями отправляйся на Википедию), лучше поговорим о том, как сделать этот процесс максимально эффективным. Тут все просто.

Обеспечь разнообразие группы

Если тебе нужны по-настоящему нестандартные и разносторонние идеи, не стоит собирать на «мозговой штурм» людей, которые заняты примерно одной и той же деятельностью, работают над одним проектом или часто общаются между собой. Позови сотрудников из разных отделов, с разными навыками, интересами и опытом — это даст возможность по-новому взглянуть на многие вещи, которых раньше ты мог не замечать.

Следуй «правилу пиццы»

Вообще, это правило относится абсолютно к любым видам деловых собраний, и в общих чертах его смысл заключается в следующем: если в помещении находится больше людей, чем ты можешь накормить одной пиццей, значит в помещении слишком много людей для продуктивной встречи. Для «брейншторминга» это правило тоже работает, ведь если ты соберешь на сие мероприятие слишком много народа, то все, что ты получишь в итоге — десятки слабых и ни на что не годных идей. Если не знаком с аппетитом среднестатистического человека, переведем: в «мозговом штурме» по возможности не должно участвовать больше 6 человек.

Установи агрессивные ограничения

Их всего три: «мозговой штурм» не должен длиться дольше строго определенного времени; участники в течение всего собрания не должны пользоваться никакими электронными устройствами; запрещается треп не по делу и любое отклонение от темы. Длительность «штурма» можно выбрать любое, но лучше избегать привычных круглых чисел, чтобы ограничение воспринималось более жестким и некомфортным (идеально 22, 23, 24 минуты).

Предупреди о встрече заранее

И заранее — это не за 2 часа до начала собрания. Идеально сообщить о нем за 2-3 рабочих дня, чтобы у участников была возможность подготовиться и распределить свое время. Причем ты не просто должен предупредить о дате и времени, но и рассказать о целях и идеальном результате «мозгового штурма», а также, если это возможно, обеспечить группу дополнительными материалами, которые помогут установить контекст встречи — это существенно сэкономит время.

Подготовь несколько идей

-2

И попроси об этом остальных. Да, это немного идет в разрез с самой идеей «мозгового штурма», однако исследователи из Университета Пенсильвании подтвердили, что такой подход гораздо эффективней стандартного, потому как готовую и хотя бы немного продуманную идею гораздо легче довести до идеала, чем придумать за время встречи новую. Естественно, это не означает, что таким образом необходимо совершенствовать каждый вариант — откровенно идиотские идеи надо сразу отметать. Об этом далее.

Научи определять и отвергать плохие идеи

Зачастую неопытные участники в принципе боятся что либо отвергать, так как не до конца понимают какая идея хорошая, а какая плохая. Это нужно объяснять на конкретных примерах, которые необходимо подготовить заранее. Также следует явно дать понять, что на «брейншторминге» все равны и от бредовых и абсурдных идей не застрахован никто, даже руководитель — это избавит участников от страха высказывания своего мнения. Кроме того, не забудь объяснить, что плохие идеи на этапе генерации критиковать нельзя, но и на этапе группировки и оценки тратить время на их обсуждение тоже не стоит — отвергнули одну и сразу переходите к следующей.

Будь готов к плохому результату

Проведение «мозгового штурма» еще не гарантирует, что в финале тебя ждет сразу несколько шикарных идей, каждая из которых к тому же сработает на все 100%. Во-первых, ты должен смириться с тем, что по завершении вы можете разойтись ни с чем и в любую другую встречу это может повториться. Во-вторых, даже если ваша команда сгенерирует стоящую идею, далеко не факт, что на практике она окажется действительно полезной. Участники, естественно, тоже должны это понимать.

Сделай встречи регулярными

Да, не каждая компания нуждается в ежедневной генерации каких-либо идей — часто «мозговой штурм» выполняет единичные задачи и устраивать его регулярно нет смысла. Однако, если твоя организация связана с творчеством, производством информационного контента или в ней постоянно возникают ситуации, которые требуют свежего взгляда — «брейншторминг» должен войти для тебя и твоих сотрудников в привычку. К тому же, генерация идей — это скорее навык, чем талант, поэтому и результаты будут со временем улучшаться. Только не забывай, что участие должно носить добровольный характер и не мешать основной работе.

Меняй форматы «штурмов»

-3

«Мозговые штурмы» все-таки больше творческий процесс, поэтому не превращай их в скучную рутину: меняй правила, вводи новые ограничения, добавляй развлекательные элементы — группа должна быть заинтересована в участии. Для начала попробуй поменять место — это может быть что угодно, начиная от курилки и заканчивая общим чатом в Телеграме. Только перед этим убедись, что всех участников устроит смена дислокации.

Предоставь анонимность

Мы никогда не узнаем, сколько идей умерло вместе с сотрудниками, побоявшимися высказать свои мысли из-за застенчивости. А ведь некоторые из них наверняка были гениальными, поэтому обязательно предоставь возможность всем участникам анонимно вносить на обсуждение свои идеи как до «брейншторминга», так и после. Сделать это можно с помощью обычного «гугл-дока» с расшаренным доступом по ссылке.

-4

Чтобы не пропустить остальные статьи, подписывайся на наши соцсети: VKFacebookGoogle+ и Telegram