До недавнего времени кинозвук развивался по пути увеличения количества каналов. Сначала было 5.1, потом 7.1, дошло даже до 11.2.
В 2012 году компания Dolby предложила принципиально новый способ кодирования кинозвука, в котором нет каналов.
Идея Dolby Atmos в том, что у каждого звука есть признак положения и перемещения его в 3D-пространстве. Dolby Atmos поддерживает одновременное воспроизведение 128 звуковых объектов.
Таким образом в звуковой дорожке фильма со звуком Dolby Atmos нет никаких каналов. Есть звуковые объекты в 3D-пространстве, а из каких физических колонок они будут играть, решает звуковой процессор. В кинотеатре это может быть множество фронтальных, задних, боковых и потолочных колонок (технология поддерживает до 64 независимых колонок), дома колонок может быть гораздо меньше.
Компания Pioneer, на презентации, о которой я рассказывал (http://ammo1.livejournal.com/744040.html), продемонстрировала ресивер и колонки с поддержкой Dolby Atmos, которые выглядят, как обычная система 5.1 - две фронтальные колонки, две тыловые, центральная и сабвуфер.
На самом деле система 10-канальная: каждая из фронтальных и задних колонок фактически состоит из двух отдельных колонок - одна направлена на слушателя, а вторая - на потолок под углом. Звук отражается от потолка и позволяет создавать трёхмерную звуковую картину в которой звуки могут позиционироваться не только в плоском пространстве, как в обычных системах, но и по высоте, формируя полноценное трёхмерное звуковое поле.
В комплекте с ресивером идёт измерительный микрофон, позволяющий автоматически настроить систему после её установки в любом помещении.
Система может быть и 8-канальной, когда дополнительные акустические системы, излучающие вверх, устанавливаются только на фронтальных колонках. Появились даже саундбары с поддержкой Dolby Atmos.
Первый фильм со звуком Dolby Atmos («Храбрая Сердцем») вышел в начале 2012 года. В начале 2015 года в мире было уже 2100 кинотеатров, поддерживающих звук в новом формате.
Домашние ресиверы с поддержкой Dolby Atmos выпускают Denon, Marantz, Onkyo, Pioneer и Yamaha.
По-моему очень правильная технология. Вместо того, чтобы перекодировать из одного количества каналов в другое, чем занимаются обычные звуковые процессоры, тут есть исходная звуковая картина, которую можно раскодировать в любое количество каналов, расположенных, как угодно. Могу предположить, что через пять лет весь кинозвук будет только в формате Dolby Atmos.
© 2016, Алексей Надёжин
Основная тема моего блога - техника в жизни человека. Я пишу обзоры, делюсь опытом, рассказываю о всяких интересных штуках. А ещё я делаю репортажи из интересных мест и рассказываю об интересных событиях.
Добавьте меня в друзья здесь. Запомните короткие адреса моего блога: Блог1.рф и Blog1rf.ru.
Второй мой проект - lamptest.ru. Я тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.