В течение всей ночи с 25 на 26 марта сотрудники МЧС России боролись с задымлением и огнем, охватившим торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня» в Кемерове. Но со стихией справиться не так-то просто. Официальный список потерь растет.
К 12 часам по московскому времени сообщалось уже о 63 жертвах пожара. Это значит лишь то, что найдено еще 23 тела из 64 человек, объявленных ранее пропавшими без вести. Еще 5 кемеровчан, которые предположительно могли стать жертвами трагедии, оказались живы. Они не выходили на связь, но на месте ЧП их не было. Несложный подсчет позволяет надеяться, что жив и еще кто-то из теперь уже более тридцати пропавших без вести.
Не случайно большая беда пришла в один из самых коррумпированных регионов России – Кузбасс, который вот уже два десятилетия возглавляет Аман Тулеев. Многие из его заместителей, в буквальном смысле пойманные за руку, покидают свои должности по-тихому. Как это случилось, например, с его первым замом Максимом Макиным. Главы муниципалитетов пачками приходят, попадаются на совершении правонарушений и уходят. Принцип «своих не сдаем» здесь проявляется наиболее ярко. Такова местная традиция.
Но ряд официальных лиц из высших эшелонов власти и сегодня находится под следствием: заместители губернатора Данильченко и Иванов содержатся под домашним арестом в связи с вымогательством активов АО «Разрез «Инской». А экс-руководитель СУ СК РФ по Кемеровской области Сергей Калинкин, проходящий по данному делу также в качестве обвиняемого, и вовсе содержится в новосибирском СИЗО.
На этот раз «не вносить сор из избы» не получилось. Когда федеральные средства массовой информации взяли ситуацию под контроль и уже вели прямую трансляцию с места ЧП, обнародуя первые данные Следственного Комитета о жертвах, глава города Кемерово Илья Середюк еще пассивно отбивался от вопросов журналистов о потерях, уверяя, что ничего пока не ясно. Наверняка был уверен, что его всесильному шефу, который сейчас руководит регионом с инвалидной коляски, все удастся замять. В Кузбассе привыкли к десяткам трупов, погибших в шахтах после взрывов метана, почему бы и детей, принявших мучительную смерть в ТРЦ, не списать по-тихому.
Деньги, деньги, деньги… Они выходят всегда на первый план – и до трагедий, и после. Сейчас Аман Тулеев объявил о решении выдать по миллиону рублей семьям погибших. Иными словами, жизнь маленького человека (и человека вообще), задохнувшегося в «Зимней вишне», оценена в менее чем 20 тысяч долларов. Для Амана Тулеева это - минуты триумфа, когда он, как истинный властитель и повелитель скрашивает горечь утраты своим подданным.
Именно в этом он понимает смысл словосочетания «сделал, что мог», а не в профилактике ЧП. Не в требовании с подчиненных работать на износ для блага общества. И потому для большинства из них понятия «свой карман», «своя рубаха ближе к телу» более доступны и приемлемы. Иначе никогда бы такого рода ТРЦ без действующей противопожарной системы не появился на территории региона. Зато теперь широкое поле для деятельности и пиара – выражать соболезнование, грозить нерадивым собственникам кулачком и организовывал текущие проверки.
Деньги… Нашелся, кажется, и истинный собственник ТРЦ «Зимняя вишня». Он сейчас в Австралии, где обосновалась его семья и прочие родственники. Это главный акционер «КДВ групп» Денис Штенгелов. В группу входит целый ряд кондитерских фабрик и комбинатов страны, в числе которых и Кемеровский, построивший эту торгово-развлекательную могилу для жителей Кузбасса. Комплексу пять лет, недели две назад, как уверяют СМИ, на данной территории проводились противопожарные учения. Как это совместить с трагедией – в голове не укладывается. Ясно, что добро на шашлык из людей бесплатно никто не даст.
Денис Штенгелов инвестировал 20 миллионов долларов в австралийскую академию тенниса. Там занимается 200 детей. Живых. Цена жизни погибших в «Зимней вишне» детей, напомню – менее 20 тысяч долларов.