Найти тему
Основной аэродром

Nord 2500 Noratlas - французский транспортник-долгожитель

На момент окончания Второй мировой войны в составе французских ВВС основную часть транспортной авиации составляли Junkers Ju 52 и Douglas C-47 Skytrain. Хорошо зарекомендовавшие себя во время войны, они всё же не соответствовали растущим требованиям. Встал вопрос об их замене на транспортный самолёт собственного производства. В 1947 году был объявлен конкурс на разработку среднего транспортного самолёта. Среди всех проектов лучшим оказался проект государственного концерна Nord Aviation, о котором мы сегодня подробно и поговорим.

Douglas C-47 Skytrain французских ВВС. Фото: Dennis W. Robinson
Douglas C-47 Skytrain французских ВВС. Фото: Dennis W. Robinson

Основными недостатками Junkers Ju 52 и Douglas C-47 Skytrain являлись их ограниченная грузоподъёмность и неудобная система погрузки/разгрузки. Это накладывало ограничение на типы перевозимых грузов, в частности - лёгкой военной техники. Проект нового транспортного самолёта, получившего название Nord 2500 Noratlas, и был призван решить эти проблемы.

Инженеры Nord Aviation предложили следующее решение - грузовой люк разместили в задней части фюзеляжа, а для упрощения доступа к нему хвостовое оперение было сделано по двухбалочной схеме. Такая конструкция успешно зарекомендовала себя на американском Fairchild C-82 Packet, но для французской авиапромышленности была в новинку.

Fairchild C-82 Packet. Фото: RAScholefield Collection
Fairchild C-82 Packet. Фото: RAScholefield Collection
Nord 2500 Noratlas. Фото: Information Aeronautiques
Nord 2500 Noratlas. Фото: Information Aeronautiques

Nord 2500 представлял собой цельнометаллический моноплан с верхним расположением крыла. Хвостовое оперение, как уже было сказано выше, имело двухбалочную схему. Шасси состояло из 3 стоек и было сделано убираемым. Noratlas мог взять на борт 8 тонн полезного груза или 45 солдат-пехотинцев, или 36 десантников с полным снаряжением, или 18 раненых с медицинским персоналом. Экипаж - 4-5 человек.

Прототип оснащался двумя двигателями Gnome-Rhône 14R, которые позже были заменены на более мощные Bristol Hercules 738/9. Мощные двигатели позволяли развить максимальную скорость 440 км/ч (крейсерская - 320 км/ч) и покрыть расстояние в 2500 километров на высоте 7100 метров. В первый полёт Nord 2500 Noratlas поднялся 10 сентября 1949 года. После успешной приёмки государственной комиссией новый транспортник запустили в серийное производство.

Nord 2500 Noratlas на стоянке. Фото: Mike Freer - Touchdown-aviation
Nord 2500 Noratlas на стоянке. Фото: Mike Freer - Touchdown-aviation
Nord 2500 Noratlas. Фото: avions-de-la-guerre-d-algerie.over-blog.com
Nord 2500 Noratlas. Фото: avions-de-la-guerre-d-algerie.over-blog.com
Грузовой люк Nord 2500 Noratlas. Фото: avions-de-la-guerre-d-algerie.over-blog.com
Грузовой люк Nord 2500 Noratlas. Фото: avions-de-la-guerre-d-algerie.over-blog.com

Способность Nord 2500 Noratlas перевезти 3 джипа или автобус, или пару лёгких пушек оказалась очень востребованной. Первые самолёты поступили на вооружение французских ВВС уже в 1953 году. Кроме Франции, этот транспортник полетал в ВВС бывших французских колоний и других африканских стран - Джибути, Республики Конго, Анголы и других.

Вторым по численности эксплуатантом стали ВВС ФРГ. На территории Федеративной Республики Германия даже было организовано отдельное производство Nord 2500 Noratlas по лицензии. Кроме ФРГ в Европе транспортник эксплуатировался Португалией и Грецией.

Помимо своего прямого назначения, Nord 2500 широко применялся для тренировки парашютистов. Также известны случаи переоборудования его в бомбардировщик. В частности, во время израильско-египетских конфликтов в составе ВВС Израиля летали Noratlas, вооружённые кустарными бомбами. Также самолёт эксплуатировался и гражданскими перевозчиками во Франции, Алжире, Доминиканской Республике, Заире и Эквадоре. За 6 лет серийного выпуска с 1955 по 1961 годы было построено 425 машин различных модификаций.

Nord 2500 Noratlas ВВС ФРГ. 1967 год. Фото: Günter Grondstein
Nord 2500 Noratlas ВВС ФРГ. 1967 год. Фото: Günter Grondstein
Nord 2500 Noratlas ВВС Греции. 1980 год. Фото: George Anagnostopoulos
Nord 2500 Noratlas ВВС Греции. 1980 год. Фото: George Anagnostopoulos

Nord 2500 Noratlas оставался на военной службе больше 35 лет - в 1989 году Франция вывела из эксплуатации последний самолёт в модификации для радиоэлектронной борьбы. Однако совсем недавно, в 2016 году, было принято решение возобновить использование проверенной военно-транспортной машины. В этот раз - в качестве самолёта для отработки прыжков с парашютом у десантников. Кроме этого, в мире существуют и другие летающие Nord 2500 - как в транспортных компаниях, так и принадлежащие сообществам энтузиастов.

Прыжки с парашютом с борта Nord 2500 Noratlas. 2016 год. Фото: union-nat-parachutistes.org
Прыжки с парашютом с борта Nord 2500 Noratlas. 2016 год. Фото: union-nat-parachutistes.org
Nord 2500 Noratlas заходит на посадку во время Берлинского авиасалона. 2014 год. Фото: planespotterblog.ru
Nord 2500 Noratlas заходит на посадку во время Берлинского авиасалона. 2014 год. Фото: planespotterblog.ru

Nord 2500 Noratlas получился очень удачным военно-транспортным самолётом. Он успешно заменил устаревшие транспортники ВВС Франции и успел полетать в доброй половине земного шара - от Европы до Карибского моря. Его успех лишний раз подтвердил надёжность и полезность схемы с задним грузовым люком и двубалочным хвостом, которая будет применена ещё не на одном транспортном самолёте других стран. Отличная живучесть и надёжность его конструкции позволяет Nord 2500 эксплуатироваться и по сей день.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк, подписывайся на канал Основной аэродром и ты точно не пропустишь интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания?
Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com
Автор благодарит
Игоря Михелевича за предоставленную фотографию.