Формула 1, к сожалению, уже давно перестала быть битвой моторов и стала состязанием капитанских мостиков. Первая гонка сезона в Мельбурне не стала исключением: в итоге победила та команда, которая сумела точнее просчитать, вернее, угадать стратегию питстопов. Благодаря вовремя сделанному заезду на пит, Себастьян Феттель сумел обыграть Льюиса Хэмильтона, а помогли ему в этом… прошлогодние машины Ferrari, реплики которых выступают в этом году под брендом Haas.
А ведь еще ничто накануне гонки не предвещало такого исхода.
После весенних тестов, когда отличные результаты показали сразу несколько (да что там скрывать – почти все) команд, можно было предположить, что уже в Австралии мы увидим, наконец, то, о чем давно мечтаем: обгоны, схватку за лидерство хотя бы трех команд, активную борьбу в середине пелотона и уверенное выступление российского пилота. Увы. Первая гонка в Мельбурне стала скорее дежа вю прошлого сезона – за небольшими исключениями. Пытаемся разобраться, что же стало причиной этому несчастью.
Лучшие моменты квалификации Гран-при Австралии 2018:
Что такое «не везет»
1. Понятное дело, что тесты никогда не были показательными для понимания расстановки сил в боевом режиме. И все же в этом году кое-какие приоритеты они расставили. После Барселоны появилось впечатление, что McLaren погнались за журавлем в небе и упустили синицу так удачны оказались тесты для Toro Rosso с двигателями Honda. Но гонка все вернула на круги своя: в итоге у обоих Toro Rosso проблемы, зато Алонсо сразу же приехал на пятое место. Думается, что Хорнер уже кусает локти и прикидывает, как бы отказаться от своих слов о переходе на японские моторы и у старшей команды. Но у него еще есть время до Барселоны, когда он должен дать окончательный ответ.
2. Да, Ред Буллам не повезло. Сначала Риккардо нарушает скоростной режим во время красных флагов на квалификации, за что получает штраф в три позиции на гриде. Затем Макс Ферстаппен в гонке сначала проигрывает позицию на старте Кевину Магнуссену, а затем так увлекается атаками, что его разворачивает на 10-м круге, вследствие чего отбрасывает еще на 3 позиции назад. И хотя мы знаем Макса как совершенно безбашенного гонщика, который может атаковать и защищаться уже за пределами возможного, здесь он не может ничего сделать и теряет всякую надежду на подиум. В итоге – 6-е место позади Алонсо. Что касается Риккардо, то, в отличие от Ферстаппена, он умеет выжидать. В итоге – 4 результат с 8го места на старте и менее секунды от Райкконена.
3. Еще меньше повезло Мерседесам. В третьем сегменте квалификации Валттери Боттас слишком увлекается своим успехом чуть ранее в этот день (когда он лишь доли секунды уступил лучшему времени Хэмильтона, оставив позади обе Ferrari) и совершает досадную ошибку. Ее следствием становится разворот и жесткий вылет в отбойники. По словам Тото Вольффа, пиковая перегрузка в момент удара составляла 27G. Ну а сам Боттас прокомментировал это как «думаю, вы заслуживаете чего-то такого, допуская подобные ошибки». По крайней мере, самокритично. Из-за удара на его машине пришлось заменять коробку передач. Поэтому к старту с 10й позиции у Валттери прибавилось еще пять позиций штрафа. В итоге – 15 место на гриде, нулевые шансы на подиум и «неприкрытая спина» у сокомандника, позади которого стартовали две Ferrari и один Red Bull Макса Ферстаппена.
4. В Австралии с поула не побеждают.
Статистика Гран-При Австралии такова, что шансы победить у поул-ситтера оказываются минимальны. Тот же Льюис Хэмильтон при семи поулах в Альберт-парке сумел одержать победу только в двух гонках – в 2008 и в 2015. А сейчас вновь дежа вю по мотивам прошлого года: снова поул, и снова второе место позади Феттеля. Можно понять, что на финише он был крайне расстроен.
Где у Льюиса кнопка?
Тема волшебной кнопки на машине Льюиса Хэмильтона получила свое ожидаемое продолжение после квалификации в Мельбурне. Поставив очередной рекорд круга в 1.24,164 Льюис вызвал очередную волну обсуждения причин такой скорости. Конечно, всем удобнее думать, что есть некая волшебная кнопка, чем что кто-то может ехать настолько лучше.
Так вот, кнопки нет. Если бы она была, ее уже давно бы рассекретили соперники. Есть квалификационный режим на машинах Mercedes, позволяющий пилоту «выстрелить», но он есть и у Валттери Боттаса. Однако «стреляет» только Льюис. На пресс-конференции после квалификации Тото Вольфф сказал: «в машине есть особый режим работы силовой установки, и в финале квалификации мы его включили, но между двумя попытками в этой сессии не было никакой разницы в настройках». Так что результат Льюиса – это его заслуга. Его внутренняя кнопка.
Кто же виноват в том, что Хэмильтон проиграл?
Сомнений в том, что гонку проиграл Mercedes, а не выиграли Ferrari, и быть не может. Красная команда лишь в очередной раз воспользовалась своим шансом и сделала это на 100%, с чем их можно поздравить.
Мерседесам же помешали не вовремя сломавшиеся Haas, ограничения на три силовые установки, проблемы с софтом на командном компьютере – что угодно, но на самом деле это их главная проблема: традиционно неудачная стратегия.
Старт гонки британскому пилоту полностью удался. Он отбил атаки обеих Ferrari и успешно создал себе хороший отрыв в несколько секунд от Кими Райкконена, который вначале еще пытался пару раз атаковать. То, что Mercedes «едет», а Хэмильтон «умеет» было понятно сразу, но вот только любые гонки это прежде всего командная игра, и один в поле не воин. На 18 круге Ferrari со словами «Кими, у нас критическая ситуация» зазывает финна в боксы заменить шины. Коротко посовещавшись, в Mercedes делают то же самое. Льюис пытается сопротивляться, сообщая, что у него с резиной все в порядке, но на капитанском мостике настаивают. После пит-стопа Льюис возвращается впереди Кими, НО позади Себастьяна (тот еще не был на пит-стопе). Разница между 1 и 2 местом – небольшая, всего порядка 12 секунд, и в случае стандартного питстопа Феттель явно затем вновь уступит Льюису. Но не тут-то было.
«Я молился, чтобы что-нибудь случилось, и на трассу выехал автомобиль безопасности!» — скажет Себастьян Феттель после финиша.
На 24-м круге после неудачного питстопа сходит первый Haas Кевина Магнуссена – пилот просто останавливается в 4-м повороте, чтобы не разбить машину: механики не смогли как следует прикрутить левое заднее колесо. Машину Магнуссена быстро убирают в безопасное место, и желтые флаги вновь сменяются зелеными. Но тут происходит событие, которое невозможно объяснить без веры в сверхъестественное: вслед за Магнуссеном команда Haas зазывает на пит-стоп Ромэна Грожана. Другая бригада механиков обслуживает его машину и тоже плохо закрепляет левое колесо, на тот раз переднее! Грожан не дотягивает дальше 2-го поворота, и вот над трассой сначала взмывают двойные желтые флаги виртуального пейс-кара, а затем и вовсе выходит новый Mercedes GT R Бернда Майландера. Мольба Феттеля услышана: машины на трассе замедляются до 60 км/ч – скорости, разрешенной на питлейне!
Себастьян заезжает на питстоп, меняет покрышки на новые и успевает выехать впереди Льюиса. Их разделяет всего около секунды, но немец первый!
После гонки Тото Вольфф сообщил, что их поражение связано с программным сбоем в компьютерных системах Mercedes: «У нас все было под контролем. Мы немного рисковали, переобувая Льюиса на софт за 40 кругов до финиша, но это был единственный вариант уберечься от возможной атаки Кими. И темп мы сохраняли достаточный. Компьютерная калькуляция необходимого преимущества при режиме виртуальной машины безопасности подсказала, что Себастьяну потребуется 15 секунд, чтобы нас опередить. У него было 12. И вдруг он выехал впереди. Система, которой мы пользуемся уже 5 лет, внезапно дала сбой».
Честно говоря, это уже далеко не первая ситуация в команде Mercedes, когда капитанский мостик совершает стратегические ошибки, которые сразу же отыгрывает Ferrari. Похожая история произошла ровно год назад в Мельбурне, когда Льюис отправился на питстоп слишком рано и застрял позади Ферстаппена, а пересидевший его Феттель после питстопа оказался первым. Или вот другая история — в Баку 2017, когда в ситуации с подголовником у Льюиса и штрафом у Феттеля Ferrari молниеносно сориентировались и зазвали своего пилота на питлейн, отыграв нужное время.
В этот раз все события развивались по аналогичному сценарию, и, похоже, стратегам Mercedes пора уже прислушиваться к своему пилоту, чья интуиция отлично срабатывает в подобных ситуациях: ведь говорил же он, что рано ехать на питстоп!
Испанские обещания
Весьма удачные тесты Toro Rosso в Барселоне оказались несбыточными мечтами для Мельбурна. Отвратительная квалификация обоих пилотов, которые не сумели пройти даже во второй сегмент, проблемы с генератором у Пьера Гасли на 13-м круге гонки и последнее место Брендона Хартли в гонке – об этом ли мечтала команда перед стартом сезона?
Теперь главный вопрос: случайны ли проблемы с генератором, или McLaren вовремя перекинул свои неудачи на Toro Rosso, расторгнув контракт с японскими мотористами?
Еще хуже на их фоне выглядит Force India: после 4-го места в кубке Конструкторов прошлого года оба пилота команды не смогли даже попасть в очковую зону в гонке, обойдя лишь явных аутсайдеров. Опять же вопрос: случайность ли это, или «кислые» комментарии Переса после тестов в Испании имеют под собой веские основания?
Что касается Renault, то они явно уступили McLaren, которые едут на их же моторах, а это значит, что им еще придется серьезно поработать с аэродинамикой и настройками. С другой стороны, сравнение Алонсо и Хюлькенберга явно не в пользу последнего, а что касается Сайнца, то он во второй половине жаловался на плохое самочувствие и тошноту, так что спишем его 10-й результат на недомогание. Возможно, в Бахрейне ситуация и выровняется.
5-й результат Алонсо на финише уже в первой гонке сезона настроил всех его болельщиков на позитивный лад. Надеемся, что испанцу будет везти и дальше. Да и 9-е место Вандорна тоже прозвучало весьма оптимистично.
А вот история с Haas явно будет иметь внутрикомандные последствия: шутка ли – лучшая квалификация в истории команды и такой провал в гонке! Еще в субботу Магнуссен повторил успех Грожана в Мельбурне-2017, квалифицировавшись шестым, но благодаря штрафу Риккардо оказался на 5 позиции стартового поля, а Грожан – на шестой. После старта Магнуссен и вовсе переместился на 4-ю позицию, обогнав Ферстаппена, а разворот последнего вывел и Грожана на 5-е место. И вот затем двойная ошибка механиков на питстопах приводит к катастрофе, и обе машины выбывают из гонки, потеряв потенциальных 22 очка в гонке! По словам Гюнтера Штайнера, вся проблема была в том, что механики в обоих случая не до конца затянули центральную гайку на колесе. «Им показалось, что все нормально, но линии индикации в обоих случаях не совпали». Это произошло из-за небольшого опыта проведения пит-стопов, и, начиная с Бахрейна, команда начнет усиленно тренироваться.
Помимо морального ущерба Haas понесли еще и материальные убытки: они были оштрафованы на €10,000
А что же Сережа?
Для Williams и Сергея Сироткина неудачная субботняя квалификация обернулась еще более неудачной гонкой. Предпоследнее стартовое поле в Мельбурне было не совсем то, чего ожидали российские болельщики, но надо понимать, что для Сергея это первый боевой выезд в Формуле 1; к тому же и прошлый год был для него не слишком плодовит на гонки. Плюс совершенно новая машина Williams, которая, несмотря на весь инженерный гений Падди Лоу, была не обязана сразу идеально поехать. Так что для квалификации все закономерно, а вот в гонке, зная стабильность Сергея и его стрессоустойчивость, можно было бы надеяться на неплохой результат.
Если бы не чей-то сэндвич.
Как показал осмотр машины Сироткина после остановки из-за проблем с тормозами, в воздуховод засосало целлофановый пакет от сэндвича. Он блокировал систему охлаждения, что привело к возгоранию и отказу гидравлики.
«Педаль тормоза перестала работать, и Сергей был вынужден остановиться на краю трассы. — прокомментировал Падди Лоу. – Очень жаль, что его первая гонка в Формуле 1 закончилась таким образом. Было необходимо проехать максимальную дистанцию, чтобы набраться больше опыта ко второму этапу. Это наша цель, которую мы не смогли сегодня достичь».
«Все пошло не так, как ожидалось, — сказал пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин. – Конечно, я разочарован. Для меня было особенно важно провести хорошую гонку. Но сейчас, готовясь к этапу в Бахрейне, я знаю, что у меня есть хороший шанс сделать это в самом ближайшем будущем. Через две недели мы вернемся на трассу и будем работать еще больше».
Что касается Лэнса Стролла, то, хотя он и переквалифицировал в этот раз Сироткина, в гонке он показал лишь предпоследний результат. Новичок Шарль Леклер – также единственный оставшийся «в живых» из Sauber (Маркус Эрикссон сошел в самом начале из-за проблем с рулевым управлением) – финишировал на строчку выше. Поздравляем его с первым финишем в его истории Ф1.
Понятно, что Мельбурн – это «гонка на разогреве», и в течении сезона расклад может измениться, но пока по ощущения ожидаемой «перезагрузки» не получилось. 2018 год может оказаться таким же предсказуемым, как и предыдущий, но все же есть надежда, что в борьбу вмешается Red Bull. И Фернандо Алонсо.
О чем я не успела рассказать:
— что Льюис получил приз от Pirelli за поул-позицию;
— что рестарты по новому регламенту могут быть с места только в случае красных флагов, и то после распоряжения Чарли Уайтинга;
— что Toro Rosso теперь официально называется Red Bull Toro Rosso, а не Scuderia Toro Rosso;
— что на грид вместо девушек все ж вышли дети;
— что в машину теперь пилоты залезают с помощью крохотной стремянки;
— и что обертку от сэндвича в воздуховод Сироткина конечно же забросил Роберт Кубица. Ну а кто еще, в конце-то концов? (*ирония*)
Лучшие моменты Гран-При Австралии 2018:
Фото: Formula1.com