Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

Современные танки из металлолома: Часть-1

Несмотря на то, что наш мир перенасыщен оружием, производством современных образцов могут похвастаться лишь считанные государства. Эти страны пытаются догнать и перегнать конкурента, дабы получить свой политический результат, или же захватить определенный рынок. Богатые страны, которые имеют деньги, но не имеют развитой промышленности и науки, с радостью покупают эти новейшие образцы. А как же быть тем странам, которые не имеют промышленности, да и большим количеством денег похвастаться не могут? Этим государствам остается довольствоваться неоднократными модернизациями техники, которая вышла из заводских ворот лет 50 назад. И о таких машинах мы сегодня поговорим.

Советских танков Т-55 выпущено больше, чем любых других за всю историю. Это обуславливает их распространенность. А простота и ремонтопригодность позволила сохранить множество машин, из которых очень часто делают вполне актуальные модернизации
Советских танков Т-55 выпущено больше, чем любых других за всю историю. Это обуславливает их распространенность. А простота и ремонтопригодность позволила сохранить множество машин, из которых очень часто делают вполне актуальные модернизации

Как показали современные конфликты, локальные войны требуют совершенно иного подхода, нежели «большие» сражения. Ввиду этого, танк как боевая единица оказался весьма уязвимым. Можно было бы сказать, что оказались правы те, кто некогда предрекал уход в историю бронированных монстров, но нет – танк незаменим и сегодня, но его концепцию следует пересмотреть. Ввиду этого, самый дорогой «Леклерк» в подобных условиях имеет не больше преимуществ, чем элементарный Т-55, готовившийся к отражению танковых клиньев после ядерного удара. Естественно, это утрированное описание – но оно имеет место быть. И условной Румынии, которая в страну круассанов и «Леклерков» вторгаться не будет танк не то, что бы не нужен – но современнейший образец не требуется. Для поддержания статуса достаточно и модернизации старых машин. Благо, гонка вооружений и призрак Холодной Войны произвели сотни тысяч машин.

Т-55МВ - одни из последних советских модификаций танка (1985). Помимо динамической защиты, машина получила новую СУО, более мощный двигатель и комплекс управляемого вооружения
Т-55МВ - одни из последних советских модификаций танка (1985). Помимо динамической защиты, машина получила новую СУО, более мощный двигатель и комплекс управляемого вооружения

В первой части материала мы поговорим о пост-советских машинах. Ввиду того, что арсеналы СССР имели танков больше, чем где-либо, образовавшиеся после распада Союза страны оказались владельцами внушительных запасов. Часто они состояли из откровенно устаревших машин – которые содержать дорого, да и утилизировать непросто. Некоторые страны модернизировали устравшие машины на экспорт, а некоторые – для нужд собственной армии. Благо, такие проекты жизнеспособны из-за беспрецедентной распространенности советских танков в мире.

Т-55АГМ

В начале нулевых украинские оборонные предприятия начали искать денег на стороне. Ввиду сокращения закупок для собственной армии, нужно было решение. И таковым стала программа по модернизации устаревающих танков Т-54\55 и Т-62. Уже в 2003 году был продемонстрирован модернизированный Т-55АГМ, который спустя 13 лет появился в каталоге машин, которые доступны для заказа.

Украинская модернизация совмещала в себе детали от более современных танков с собственными разработками
Украинская модернизация совмещала в себе детали от более современных танков с собственными разработками

Танк представлял собой винегрет из разработок украинских конструкторов и комплектующих более «молодых» советских танков. Переработанная машина могла нести в себе 125-мм орудие с полной номенклатурой боеприпасов, включая управляемые ракеты. Увеличили и живучесть, внедрив ДЗ собственной разработки «Нож». Приборы наблюдения и прицеливания были заменены на более современные аналоги от Т-64, а СУО получила цифровой баллистический вычислитель и тепловизор.

Отличительной чертой украинских танков являются характерные "юбки" снизу башни, которые прикрывают блоки ДЗ "Нож"
Отличительной чертой украинских танков являются характерные "юбки" снизу башни, которые прикрывают блоки ДЗ "Нож"

На 2009 год модернизацию Т-55 до уровня АГМ оценили в 2,9 миллиона долларов, что значительно ниже аналогично оснащенных машин того времени. Но, вероятно, что-то не срослось, и единственный потенциальный покупатель выбрал для армии Перу иную машину.

TR-85M1 Bizonul

TR-580. По сути, это Т-55 - только длиннее на один каток
TR-580. По сути, это Т-55 - только длиннее на один каток

Как и в предыдущем примере, объектом модернизации выступил почтенный Т-55. Только в данном случае – для собственных ВС. Несмотря на то, что Румыния всецело входила в зону влияния СССР, в танковой промышленности она пыталась гнуть свою линию. Она состояла в модернизации Т-55 из которых состоял танковый парк страны, при помощи западных подрядчиков. Да-да! При попустительстве СССР, Румыния вполне открыто строила «свои» машины с помощью Франции и ФРГ. В 1977 году первая партия танков TR-580 была передана в войска. «Новинка» повторяла компоновку Т-55, но с удлиненным корпусом, и шасси к которому добавили один каток. Башня создана по той же технологии, что и Т-55, но с видоизмененной формой. В остальном – спорная машина повторяла советский танк. Румыния пробовала продавать «свою» разработку за рубеж. Египет решил попробовать, но испытания показали, что надежность нового TR-580 ниже, чем у «старого» Т-55. Обладателями диковинной машины стал лишь Ирак, который приобрел чуть более ста танков.

TR-85 получил новый двигатель и дополнительные ящики сбоку башни, которые, тем не менее, с трудом скрывали в нем Т-55
TR-85 получил новый двигатель и дополнительные ящики сбоку башни, которые, тем не менее, с трудом скрывали в нем Т-55

Так наиболее активным оператором танка осталась Румыния. В 1986 году машина получила немецкий дизель в 830 сил и новое имя – TR-85, что стало главным отличием машины от Т-55. В социалистической Румынии было более 500 машин этого типа, из которых до последнего времени осталось лишь 90 танков.

TR85M1 стал самым современным румынским танком. Защищенность улучшили путем наваривания дополнительной брони, а башня получила развитую нишу для боеприпаса. Кроме того, старое орудие поместили в термоизоляционный кожух.
TR85M1 стал самым современным румынским танком. Защищенность улучшили путем наваривания дополнительной брони, а башня получила развитую нишу для боеприпаса. Кроме того, старое орудие поместили в термоизоляционный кожух.

Вершиной же румынской танковой мысли стал TR-85M1 Bizonul, разработка которого началась в 1994 году. По сути, это очередная модернизация Т-55, целью которой было соответствие танка стандартам НАТО. Боевая машина получила переработанную башню с нишей для боекомплекта, и новый мотор, которому добавили 30 сил.

Несмотря на обилие "тюнинга", коим скрывают советское происхождение танка, пулемет ДШКМ на своем месте
Несмотря на обилие "тюнинга", коим скрывают советское происхождение танка, пулемет ДШКМ на своем месте

Защищенность машины улучшили блоками накладной брони, которые имеют мало шансов перед современными средствами поражения. То же касается и вооружения, коим по-прежнему осталась 100-мм пушка А-38 (копия советской Д-10Т2С). В номенклатуру снарядов добавили израильский подкалиберный снаряд с улучшенными характеристиками, что немногим спасает ситуацию. По совокупности характеристик, данный танк не идет в сравнение не только с современными образцами, но и с советскими машинами 40-летней давности с комбинированной броней и 125-мм пушкой.

Type Super 59

После окончания гражданской войны, Китай получил множество советской техники, в числе которой был и танк Т-54. Вскоре, упрощенную версию танка смогли производить на месте, с каждым годом доводя ее до уровня Т-55, а после – и превышая его. Танки под обозначением Type 59 в разных модификациях выпускались в Китае до 1990-х годов, а ряд модификаций успешно экспортировались.

Type 59D модификация китайской копии Т-55 для собственной армии
Type 59D модификация китайской копии Т-55 для собственной армии

Венцом ветви Type 59 стала машина Type 59G с новой сварной башней, и 120-мм пушкой, которая являлась нелецензионной копией немецкой пушки Rh 120-44. Машина получила мощный двигатель и модернизированную СУО, которая значительно расширила возможности устаревшего танка. Известно, что Type 59G (или Type Super 59) находится на вооружении армии Танзании, а военные Бангладеш заинтересовались подобной модернизацией своих “пятьдесятпяток».

Такие красивые и современные Type 59G армии Танзании - это все те же Т-55, пусть и обильно обвешанные ДЗ
Такие красивые и современные Type 59G армии Танзании - это все те же Т-55, пусть и обильно обвешанные ДЗ

T-55 Enigma

Одна из машин находится в Бовингтонском музее (Великобритания)
Одна из машин находится в Бовингтонском музее (Великобритания)

Одна из самых загадочных модификаций, которая так же была рождена в условиях ограниченных ресурсов. Ирак, опустошенный Ирано-Иракской войной искал способ качественно улучшить свои бронетанковые сил, результатом стал проект Enigma.

Ирак, 1991 год - первое и последнее применение спорной машины
Ирак, 1991 год - первое и последнее применение спорной машины

Его суть заключалась в повышении живучести танков Type 69, которые были широко представлены в армии страны, путем установки дополнительных панелей с композитной броней. Масса защитных элементов была достаточно высокой, и для ее уравновешивания сзади на башню устанавливали выносной противовес. По сообщениям американских экспертов, эти машины, в общем, оправдывали себя. Танки, созданные в условиях недостатка ресурсов и времени были лучшим, что могло в таком случае получится. Навесные панели помогали стойко переносить попадания из противотанковых гранатометов, но низкая мобильность, слабая пушка и общая архаичность конструкции сводили это на нет.

Противовес был необходим, ибо вес блоков навесной брони был очень высок
Противовес был необходим, ибо вес блоков навесной брони был очень высок

Tiran

Внешне Tiran 4 отличался лишь наличием американского пулемета у люка командира
Внешне Tiran 4 отличался лишь наличием американского пулемета у люка командира

Еще одним пользователем танков почтенного возраста был Израиль. В ходе Арабо-Израильских войн, АОИ было захвачено большое количество советских Т-54\55, которые бережливо брались на вооружение. Самая простая версия Tiran-4\5 (Т-54\55) отличалась от советской машины лишь системой пожаротушения, новой рацией и дополнительными пулеметами. Другое дело – версия 4Sh\5Sh, которую переоборудовали под американскую версию английской 105-мм пушки Royal Ordnance L7.

Tiran 5Sh получил английскую пушку калибра в 105-мм, а переделанную башню дополнительно защитили траками.
Tiran 5Sh получил английскую пушку калибра в 105-мм, а переделанную башню дополнительно защитили траками.

Машина принимала активное участие в последующих арабо-израильских войнах и в Ливанской операции. Известно, что некоторое количество «Тиранов» разных модификаций до 2000-х годов оставались на вооружении Израиля.

Tiran-6 - израильская версия захваченных советских Т-62, которая отличалась лишь изменениями систем связи и пожаротушения. В отличии от модернизированных Т-54\55, этих машин в АОИ было очень мало
Tiran-6 - израильская версия захваченных советских Т-62, которая отличалась лишь изменениями систем связи и пожаротушения. В отличии от модернизированных Т-54\55, этих машин в АОИ было очень мало

Естественно, было еще множество проектов по модернизации устаревших советских танков, дабы малой кровью приблизить их характеристики к реалиям современных конфликтов. Данный перечень вмещает самые яркие заграничные модификации, которые отличаются активным боевым применением или находятся на вооружении. Вышеперечисленные машины демонстрируют, что при взвешенном подходе, возраст машины, в известной степени, роли не играет.