Независимо от своих функций: рекламной, информационной, пропагандистской или сугубо декоративной, – плакаты вот уже полтора столетия являются признанным видом изобразительного искусства. Этим плакат прежде всего обязан достижениям в области цветной полиграфии.
История плаката как способа распространения общедоступной информации начинается несколько тысяч лет. В Античной Греции на квадратных досках для объявлений, так называемых аксонах, размещали списки участников и порядок проведения спортивных состязаний. Щиты, побеленные мелом (альбумы‚ от albus – белый, отсюда зародилось слово «альбом») с объявлениями были найдены на месте Помпей и др. римских гор0дов. В XVII-XVIII вв. афиши так замусорили парижские улицы, что власти издали закон, который регламентировал их применение.
Эти плакаты были сугубо «шрифтовыми» и часто просто называли пр0даваемый товар или услугу, или время и место кулачных боев, цирковых представлений и публичных казней. Как правило, их тираж был невелик. Однако в начале ХIХ в. новые печатные технологии произвели настоящую революцию в производстве массового плаката, сделав это искусством.
Становление
Изобретение литографии (1793) – метода напечатания с гладкой каменной или металлической поверхности – впервые позволило начать массовое производство плакатов высокого качества. Новая форма сотрудничества художников и полиграфистов ознаменовала наступление классического пери0да плакатной графики (1870-1939). Наиболее усердно работал в новом жанре французский художник Жюль Шере, которого по праву считают отцом современного плаката. От преимущественно шрифтового посыла информации, он перешел к ярким зрительным образам, центром которых, как правило, являлась человеческая фигура.
Шере создал тысячи плакатов – от афиш представлений в ночном клубе «Фоли-Бержер», до рекламы железных дорог, морских курортов и различных товаров. С 1859 по 1866 год Шере проживал в Англии, где он увлекся пейзажной живописью Джозефа Тернера и множество из его работ напоминают неповторимые тернеровские закаты.
Кроме того огромное влияние на Шере и многих его коллег оказала японская ксилография. В 80-е и 90-е годы 19 века в Европу начали завозить образцы японской гравюры на дереве ни их четко прорисованные линии и однор0дные цвета стали откровением для европейских художников.
Тулуз-Лотрек
Еще одним поклонником японской графики был французский мастер цветной литографической афиши Тулуз-Лотрек. Начиная с 1888 года он рисовал жизнь французских театров, увеселительных заведений (в особенности знаменитой «Красной мельницы» и «Мулен-Руж»), кафешантанов, богемы полусвета и городского «дна». Как-то управляющий «Мулен-Руж» попросил его нарисовать новый плакат вместо старого (который до этого рисовал Шере). Так родился знаменитый «Мулен-Руж. Ла Гулю» (1891). Этот плакат с его будоражащими красками, карикатурными пропорциями и грубоватыми контурами вокруг пульсирующих цветовых зон показали мастерское владение художником всеми приемами рисовки плаката.
В последующие годы Тулуз-Лотрек создаст свои лучшие работы: афиши для Аристида Брюана, популярного тогда исполнителя песен вольного содержания и эстрадной певицы Джейн Авриль. Благодаря ему плакат получил всеобщее признание как самостоятельный вид искусства.
Сила плаката
С начала ХХ века – эпохи стремительного роста производства и потребления – плакат показал себя как мощный инструмент рекламы и пропаганды.
Используя наработки модерна, кубизма и «ар деко», авторы плакатов создавали запоминающиеся образы самых разных товаров и услуг.
Множество из памятных плакатов прошедшего столетия посвящены теме путешествий, страсти, охватившей тогда весь мир. Плакаты тех лет отличаются энергией и жизненной силой, рисунок подчинен новым скоростям и ритмам, а образы дышат новизной, окружавшей все, связанное с путешествиями – шикарные автомобили, скорые поезда и элегантные морские лайнеры.
Среди лучших плакатов на эту тему – работы художника русского происхождения Кассандра, которые были созданы по заказу крупных отелей, курортов и судоходных компаний. К плакатной классике принадлежит его «Нормандия»: огромный лайнер величаво рассекает океанскую гладь, и ничто не нарушает безмятежный покой пассажиров.
Лондонская и северо-восточная железная дорога (LNER) заказала серию плакатов на тему английских замков и курортов. Но, «визитной карточкой» эпохи стали плакаты Тома Первиса – купальщики и купальщицы в пляжном трико, леди под разноцветными зонтами на морских курортах Юго-Восточной Англии.
Психоделические 60-е
В послевоенные десятилетия новые средства рекламы (ТВ, радио и кино) и развитие фотопечати потеснили рисованные плакаты. Какое-то время некоторые думали, что жанр умер.
Но в 1960-х гг. плакатная графика вернулась на гребне молодежной культуры. Между наркотиками и рок-н-роллом поколение «детей-цветов» пор0дило искусство, которое один французский критик назвал «галлюциногенной похлебкой».
Это действительно было красочное и эффектное, но местами маловразумительное смешение образов и стилей.
«Психоделическое искусство» (психоделия – восприятие внешнего мира через наркотический транс) можно было видеть на конвертах пластинок поп-музыки (например, концерта «Сержант Пеппер» группы «Битлз») и обложках журнала «Оз». Но некоторые художники работали над созданием плакатов с целью выделить его как отдельный графический жанр. Впервые плакат выпускался и производился в массовых масштабах как произведение искусства.
Плакат протестует
Когда в августе 1968 года советские танки вошли в Чехословакию, пражские студенты выразили свой гнев и протест при помощи плакатов простого, и сильного по своему воздействию дизайна. Но из всех политических плакатов 60-х гг. наиболее долговечным оказался портрет Че Гевары – героя кубинской революции и кумира радикальнои молодежи всех континентов.
В конце ХХ века политический плакат получил новую жизнь в Восточной Европе. Крах коммунистической идеологии дал возможность художникам стран бывшего социалистического лагеря обрести ту сво60ду творчества, которой наслаждались их предшественники в Советском России 20-х годов.
Круг замкнулся.