На этой территории нет изображений президента страны, а управляющий директор сидит под портретом человека в форме и фуражке – старшего генерала Мин Аун Хлайна, главкома вооруженных сил Мьянмы. За забором – обычная мьянманская действительность с кучами мусора и неухоженной обочиной дороги. А по эту сторону – аккуратно подстриженные газоны, свежепокрашенные современные здания и подметенные бетонные площадки. Здесь есть свой автопарк и даже своя маленькая заправочная станция.
Это – компания Dagon Beverages, часть военного конгломерата “Myanmar Economic Corporation”, известного в стране под аббревиатурой “MEC” (Эм-И-Си), а среди ее русскоязычных партнеров – как «МЭК». Таких конгломератов у вооруженных сил Мьянмы два, и оба представляют собой маленькие экономические государства, гражданами которых являются действующие военные. Пока они на службе – они имеют право владеть акциями и получать по ним дивиденды.
Цели и задачи МЭК определяются по-разному. На сайте этой структуры сказано, что миссия конгломерата - «предоставление качественной продукции, услуг и инноваций для рыночной экономики, основанной на потреблении». Руководители МЭК обычно говорят проще: корпорация создана для того, чтобы обеспечить поддержку семей военнослужащих. Во-первых, сами люди в форме имеют право на приобретение акций и на дивиденды по ним, во-вторых, при выходе в отставку они могут рассчитывать на получение какой-то административной должности в системе этой корпорации, а в-третьих, предприятия корпорации – место для трудоустройства членов семей военнослужащих. При высоком уровне безработицы в Мьянме этот факт имеет довольно важное значение.
Именно поэтому здесь не надо формировать «корпоративный дух» - он есть уже по определению. А отсюда – ухоженная территория, чистые цеха, дисциплинированный персонал. Поскольку в военной среде все друг друга знают, то скандалы на подобных предприятиях бывают крайне редко – в основном все решается «по-семейному».
«Страна по имени МЭК» была создана в 1997 году решением тогдашнего «экономического царя Мьянмы» бригадного генерала Давида Оливера Абеля. Его главная идея состояла в том, что при рыночной экономике (а Мьянма только-только отошла от периода построения «буддистского социализма» со всеми прелестями его экономического устройства) армия тоже должна уметь зарабатывать деньги, причем, в равных для всех участников рынка условиях. А главное – армейские структуры должны по минимуму зависеть от «гражданских» поставщиков с их банкротствами, форс-мажорами и отсутствием сырья. Как водится, на практике эта идея была воплощена не столь идеально, как это виделось в теории, но заложенный в нее смысл никуда не ушел.
Сегодня в «стране по имени МЭК» больше двух десятков отдельных «городов» – фабрики, заводы, телекоммуникационные структуры, банк, страховая компания. Одним из этих «городов» как раз и является основанная в 1998 году компания Dagon Beverages (сначала как совместное предприятие, а с 2010 года – полностью принадлежащее МЭК) - второе по величине пивоваренное производство Мьянмы и одно из крупнейших в Юго-Восточной Азии. Его бренд – слово “Dagon”, над которым изображен рычащий лев. Дагон – это название возвышенной местности, где стоит самая известная в Мьянме пагода, и ее имя «Шведагон» несет в себе это название. Кроме пива в стеклянных бутылках, жестяных банках и кегах на заводе также выпускают разнообразные безалкогольные газированные напитки и энергетики (тоже под брендом Dagon), один из которых, Dagon Malta Fresh, по вкусу похож на русский квас. Одним из подразделений завода (расположенным на отдельной территории) является и производство по выпуску нескольких видов армейского рома – но это особая тема, требующая отдельного поста.
Руководство Dagon Beverage состоит из бывших военных. В основном, это специалисты-химики, которых сегодня готовит для вооруженных сил Технологическая академия оборонной службы (DSTA) в Пьин У Лвине. Кстати, много действующих преподавателей этой академии – офицеры, прошедшие обучение в российских вузах. Стоит ли после этого удивляться тому, что на пивоваренном заводе можно легко найти инженера, изъясняющегося по-русски.
Оборудование на заводе немецкое (компании KRONES AG), но руководство предприятия гордится тем, что на нем уже давно работают исключительно мьянманцы – от изготовителя на заводе по контракту присутствует лишь один инспектор из Германии. А еще целая стена в приемной управляющего директора уставлена стендами с различными международными наградами. Особенно мьянманцы дорожат призами престижных конкурсов пива в Европе, поскольку они уверены, что именно на этом континенте точно знают, какое пиво можно считать лучшим.
Есть на этом предприятии и свой эксклюзив – два вида «армейского» пива (обычное и крепкое). Это пиво не встретишь в обычных магазинах страны, оно изготавливается по заявкам командиров воинских частей и продается там по цене, составляющей 60 процентов от стоимость аналогичного «гражданского» пива. Так принадлежащее вооруженным силам страны предприятие реализует свою социальную ответственность перед теми людьми, ради которых оно работает. Есть у появления «армейского» пива и еще одна причина. Командование вооруженных сил исходит из того, что качество гражданского пива от других производителей оно контролировать не может, поэтому употребляющий его военнослужащий постоянно находится в некоторой зоне риска. А значит для командиров будет лучше, если их солдаты и офицеры будут пить свое, «проверенное» пиво.
Маленькое дополнение. На заводе Dagon Beverages я был вместе со съемочной группой российского телеканала «Звезда» - замечательной дружной командой интересных, творческих и симпатичных людей. Сейчас они снимают большой фильм про Мьянму, который ориентировочно будет готов через месяц. Программа их пребывания в стране – без преувеличения уникальная, поэтому я уверен, что в фильме будет показана та настоящая Мьянма, которую мало кто видел.
В общем, следите за рекламой!