Сейчас модно ностальгировать по 90-м и делать разные отсылки к этим славным временам, которые возможно некоторые излишне романтизируют, другие излишне драматизируют, а третьи (нынешние школьники) уже и не помнят. Но дух этой интересной и насыщенной эпохи ещё можно почувствовать и ощутить, смахнув пыль с коробок с видео кассетами, вынуть любимую с наклейкой, на которой виднеются потёртые буквы «Коммандо» и «Кобра» вставить в совсем уж редко теперь эксплотируемый видак. Желудок этого магического устройства привычно заурчит, поглотит в себя кассету, и словно машина времени перенесет на часок, другой тебя в детство и юность когда у нашего поколения над письменным столом весели плакаты со Шварценеггером, Сталонне ну Синди Кроуфорд конечно! Во времена, когда кино нельзя было скачать, компьютеров вообще не было, а фильмы пересматривались десятками раз. Во времена видеосалонов, заброшенных кинотеатров, заученных наизусть фраз из любимых фильмов. Во времена больших кумиров и фильмов теперь уже ставших голливудской классикой. Я не знаю, храните ли вы фильмы на кассетах до сих пор, но у меня дома они занимают целую просторную тумбочку, и их там более сотни. Смотрю ли я их? Нет. Но выбросить это сокровище рука не поднимется у меня, наверное, никогда. Видеомагнитофон появился у нас у одних из первых в городе, поэтому я ещё помню времена, когда к нам приходили гости специально посмотреть кино. Фильмы постоянно пересматривались, так как новые кассеты было достать не так то просто…нет, к удивлению молодого читателя они не продавались в начале 90-х в магазинах, а переписывались на чистую кассету. Я отношусь к тому типу киноманов, которые как старики любят поворчать после просмотра очередной новинки, и сказать: «В наше время фильмы были лучше, актёры ярче, а сценарии качественнее». Наше время в этом случае будут опять же 90-е. Фильмы того времени отличались от фильмов «нулевых». Они приковывали, они завораживали, они заставляли плакать, смеяться, бояться или испытывать восхищение. Актёры были настоящими кумирами, которым хотелось подражать и на которых хотелось равняться. Я не хочу впадать уж в совсем старческий маразм, и идеализировать кино того времени занижая фильмы, которые производятся сейчас. И сейчас бывает нет-нет, да и проскользнёт шедевр. Но дело в том, что в 90-е качественные и интересные фильмы Голливуд стряпал как пирожки. Возможно, им недостаёт спецэффектов нынешнего времени, возможно, они, где то по своему наивны, но их, чёрт возьми, хочется пересматривать. «Терминатор» 1 и 2 , «Хищник», «Молчание ягнят», «Скорость», «Скалолаз», «Универсальный солдат», «Смертельное оружие», «Телохранитель», «Побег из Шоушенка», «Леон», «Бойцовский клуб», «Достучаться до небес», «Криминальное чтиво», «Карты, деньги два ствола», «Запах женщины», «Схватка», «Матрица», «основной инстинкт»...список можно продолжать долго. Каждый из этих фильмов мы можем смотреть с любого места, это не просто кино, а памятник эпохе, классика. Шварцнеггер, Сталонне или Слай как мы его называли, Ван Дамм, Дольф Лундгрен, Мэл Гибсон, Кевин Костенр, Стивен Сигал, Брюс Уиллис, Микки Рурк, Шерон Стоун, Сандра Баллок, Сигурни Уивер, Вайнона Райдер… всех их мы получили в подарок от этого мира в 90-е.
Мы плакали, когда Терминатор тонул в расплавленном металле сжимая большой палец, мы повторяли «Чтоб ты сдох ублюдок» за героем Крепкого Орешка, покупали короткие куртки и записывались на Айкидо после просмотров фильмов с Сигалом, замирали, когда Шерон Стоун перекидывала ноги, переживали за всех пассажиров автобуса 2525 в «Скорости», содрогались и прятались под одеяло при просмотре «Нечто» и «Оно», валялись от смеха при первом просмотре «Один дома». «Очарование эпохи и детства»- возразят мне скептики, на что я им отвечу: как то случайно по телевизору шёл «Терминатор-2»,я хотел посмотреть просто пять минут, сел в кресло перед экраном и провалился в эту реальность, досмотрев фильм до конца. Именно ощущения провала в фильм, ощущения присутствия себя в кино, полного отрешения от окружающей действительности не достаёт нынешним блестящим и красивым как современные авто футуро-стиля фильмам. А хочется, хочется как мальчику Дэнни из «Последнего киногероя» воспользоваться магическим билетом и переместиться в фильм. Забыть обо всём и погрузиться в мир кино хотя бы на пару часов…но к сожалению получается это всё реже и реже. И помочь в этом не могут нам ни современные кинотеатры, ни 3D, ни многомиллионные бюджеты фильмов. Хочется сесть и не думать ни о чём кроме происходящего в фильме, а потом выдохнуть на титрах. Хочется влюбляться и сопереживать персонажам. Да фильмы нулевых стали вдумчивее, сценарии всё более запутанными, реклама их всё навязчивее. Они как столичная красавица в дорогущей одежде за рулём новенького кабриолета сверкающая и ослепляющая, надменная и холодная, богатая, образованная и успешная, манящая и недоступная. Но иногда хочется послать, куда подальше новую гламурную куклу, и вернуться к старой доброй школьной подруге из 90-х, с которой можно выпить пива, поговорить о житейских делах, помечтать, прогуливаясь в затёртых джинсах, прокатиться на великах до речки, и заскочить вечером к ней, чтобы вместе посмотреть «Уикэнд у Берни» в пятьдесят первый раз на старом зажёвывающем плёнку кассеты видаке…