Найти тему
NDaynews.ru

СОБР и ОМОН - малоивестные факты о этих элитных спецотрядах РФ.

Если обычного человека попросят назвать контртеррористическую единицу в России, большинство людей, вероятно, подумают об элитном подразделении ФСБ «Альфа». Альфа участвовала в конституционном кризисе 1993 года, осаде театра «Норд-Ост» и кризисе заложников в Беслане и занимается самыми большими и наиболее чувствительными инцидентами. Однако они не справляются с большинством случаев терроризма в России. Скорее, эта ответственность возлагается на команды SOBR (Специальный отряд «Быстрое реагирование»). Эти региональные команды справляются с большинством вооруженных инцидентов в России, из-за того, что чеченские террористы скрывались в домах, чтобы противостоять власти. Уровень оборудования и уровень подготовки этих подразделений сильно различаются в зависимости от региона. Но какова история этих подразделений? Как часто они востребованы, и как они сравниваются с другими подразделениями ОМОН и ФСБ России?

Как и многие европейские элитные полицейские команды, основа для команд SOBR была заложена в 1970-х годах после нападений на Олимпийские игры в Мюнхене в 1972 году. В рамках подготовки к летним Олимпийским играм 1980 года в Москве первое специальное полицейское подразделение было образовано 9 мая 1978 года под руководством МВД СССР под номером 0707. Этот день теперь отмечается как День SOBR в Россия, поскольку она считается первым формированием элитного полицейского подразделения для реагирования на сложные ситуации. В то время это подразделение называлось ОМОНом, которое просто означает «спецназ полиции». «Он считается истинным предшественником команд SOBR в России. Однако роль этой команды считается отличной от единиц, которые теперь называются ОМОН в Российской Федерации.

Новобранцев привлекали из регулярной полиции (милиции) и они прошли конкурсный отбор, причем предпочтение отдавалось тем, кто раньше служил в ВДВ (парашютисты) и Армии Спецназа (СПН). В то время как развертывание подразделения во время Олимпийских игр 1980 года считалось успешным, подразделение уменьшилось на 30 процентов после игр из-за отсутствия необходимости в такой специализированной группе. Они стали востребованы впервые в практике в апреле 1981 года после игр, захватив человека, который забаррикадировался в квартире у молодой девушки и ее отца с охотничьей винтовкой.

В 1987 году в ответ на усиление этнической напряженности и преступности подразделение ОМОН было создано как распределенное специальное подразделение полиции с различными подразделениями в разных советских городах и регионах для борьбы с серьезными преступлениями и некоторыми насильственными ситуациями. В то время как это привело к некоторой путанице, поскольку меньшая, более элитная московская единица называлась ОМОН, а также до ее переименования в OMSN в 1988 году. Роль перекрытия между ОМОНом и СОБР в роли вооруженного реагирования продолжается и по сей день; однако SOBR считается более подготовленным, оснащенным и специализированным для него. ОМОН чаще всего реагирует на беспорядки и массовые беспорядки, а не вооруженные инциденты, хотя они способны реагировать на подобные.

Создание многих региональных подразделений SOBR произошло только после падения Советского Союза. В 1992 году были созданы региональные команды СОБР для борьбы с организованной преступностью. Социальные изменения, вызванные неспособностью и относительной неэффективностью обычной полиции в условиях сильного насилия со стороны преступников, в то время требовали создания специальных групп для борьбы с преступными группировками. Они были основаны на шаблоне элитной московской команды OMSN, которая затем была переименована в SOBR. Они были поставлены под контроль подразделения организованной преступности МВД (РУБОП / РУОП). Персонал для этих команд был составлен из крупных подразделений ОМОН. ОМОН продолжал существовать независимо напрямую, под командованием МВД.

В то время как первоначально задача была направлена ​​на борьбу с организованной преступностью, подразделения SOBR вскоре оказались на переднем крае против террористов из республик Чечни и Дагестана. Команды СОБР участвовали в кризисе заложников в Минеральных Водах и Махачкале. Они также были развернуты в Чечню в рамках Первой чеченской войны, начиная с декабря 1994 года. Они были развернуты рядом с другими подразделениями: ОМОН МВД, ВВС (внутренние войска МВД) ОСН и ВВС подразделения СПН, элитные команды ФСБ и армия SpN и VDV. Команды SOBR со всей России работали в конфликте в качестве штурмовых команд, включая самые крупные кризисы и действия в отношении заложников, включая Буденновскую больницу, Кизляр-Первомайское, нападение на Гудермес, Беслан, Норд-Ост и Грозный. Во время этих операций были награждены многие офицеры СОБР, некоторые из которых были награждены званием Героя Российской Федерации, некоторые посмертно.

После переименования OMSN в 2002 году и OSN в 2011 году название организации, наконец, вернулось в SOBR в 2012 году. Контроль над подразделениями SOBR был передан российской национальной гвардии из МВД в 2016 году, с установками ОМОН и ВВ. Это фактически лишило МВД любых реальных боевых или полувоенных оперативных возможностей. По состоянию на 2016 год, SOBR был указан как имеющий численность восемьдесят семь отрядов и приблизительно 5 200 человек.

Уровень оборудования команды SOBR обычно зависит от уровня финансирования региона. Команды SOBR из богатых городов, такие как SOBR «Viking» из Калининграда, часто выглядят как западные SOF, спортивные аксесуары для американского оружия и камуфляж. Команды из более бедных городов, такие как СОБР «Рубин» из Новгородской области, замечены с использованием штурмовых шлемов АК-74М из 90-х годов. Некоторые из наиболее хорошо оборудованных команд - SOBR «Гранит» из Санкт-Петербурга и SOBR «Булат» из Московской области. Характерно, что SOBR «Терек» в Чечне очень хорошо оборудован. Примечательно, что у них есть пометки Чеченской Республики на плечах или шлемах, в отличие от других команд SOBR. Еще одна общая тема в разных командах - это широкий выбор настроек, показанных на передаче. Были замечены нечетные цветные винтовки, которые являются редкостью в регулярной российской армии или полицейских подразделениях.

По сравнению с ОМОНом, который в значительной степени отвечает за общественную безопасность и контроль, SOBR фокусируется на небольших тактических действиях, таких как спасение заложников, разрешение вооруженных ситуаций и защита свидетелей (добавлено к его задаче в 1995 году). Примечательно, что у них есть команды переговорщиков, чтобы попытаться мирно разрешить ситуации. Это в основном та же задача, что и элитная команда Alpha из ФСБ: SOBR обеспечивает ответ на эти события на региональном уровне. При этом есть также элитные федеральные команды SOBR, такие как «Rys», которые действуют по всей Российской Федерации. Относительно небольшой размер SOBR (5, 200 против сорока тысяч для ОМОН) отражает их более целенаправленную роль.

В последние годы SOBR также реагируют на проблемы банков и операций по отмыванию денег. Они также продолжают служить в борьбе с организованной преступностью, хотя потребность в этом уменьшилась с 1990-х годов.