Найти тему

Что же всё-таки вызвало крушение императорского поезда?

Согласно легенде, именно это, неплохое, в общем, предложение мимоходом бросил император Александр III, вытаскивая людей из-под обломков крушения поезда в 1888 году. А что, собственно, украли, и к чему это привело, сейчас попробуем разобраться на месте.

17 октября. 14 часов 14 минут. Трапеза царской семьи была в самом разгаре. Как говорится, дела государственные, а обед по расписанию. Внезапно сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде. После первого толчка последовал страшный треск, затем произошёл второй толчок, ещё сильнее первого, а после третьего, тихого, поезд остановился.

Конечно первым делом все (кто с предвкушением и надеждой, кто со страхом и ужасом) кинулись узнавать, что с государем и его семьей. Взору всех беспокоящихся предстала жуткая картина: вагон с императорской столовой, в которой находились Александр и его жена с детьми, был полностью разрушен: колёса отсутствовали, стены разворочены и сплющены, пол провалился, и все, кто был в вагоне, оказались на шпалах.
Но их не выбросило туда, как вы могли подумать! Вовсе нет!
Это и есть самая поразительная часть истории.
Все, конечно, помнят очаровательную историю о том, как Атлант (он же в простонародье Александр - император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский) расправил плечи и лично удержал стремительно падающую вниз крышу, позволив тем самым выбраться остальным.

Если бы не удивительная сила нашего государя, то жертв было бы гораздо больше. Всего из числа 290 пассажиров при крушении пострадало 68 человек, из них 21 человек погиб. Примечательно, что жертвами катастрофы пали не только люди. Александр был чрезвычайно опечален гибелью своей любимой собачки Камчатки, которую ему подарили матросы крейсера «Африка». Император действительно тяжело переживал утрату любимца: «Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, а пёс может, и Камчатка такой», – с грустью говорил он после смерти собаки. Через три дня после крушения, прибыв в Гатчину, Александр III приказал похоронить своего верного друга в собственном садике, напротив своих комнат.

А теперь, по горячим следам, настала пора выяснить, насколько велик оказался размер краденного, что столь большой опасности была подвергнута жизнь царя-батюшки. Иными словами, посмотрим, какой вердикт о причинах трагедии вынесло следствие.

Расследование было поручено небезызвестному юристу и следователю А. Ф. Кони. Основная версия была такова: крушение поезда в результате ряда технических факторов: плохого состояния путей и повышенной скорости, которую развил поезд. А дальше началась игра в дознавательскую «горячую картошку». Все принялись перекладывать вину друг на друга. Трое следователей не смогли (или не захотели?) определить непосредственную причину аварии. С.Ю. Витте (тогда управляющий Обществом Юго-Западных железных дорог) настаивал, что катастрофа была вызвана превышением скорости, что освобождало от ответственности железнодорожное управление; В.Л. Кирпичев (директор Харьковского политехнического института) пенял на гнилые деревянные шпалы, в то время как сам Кони переложил вину на руководство железной дороги, что освобождало от ответственности государственных должностных лиц. Как бы то ни было, денег, щедро выделяемых из казны на железную дорогу, отчего-то не хватило на устранение этих недостатков.

В конце концов, популярность обрела еще одна нетривиальная версия, которую, к слову, активно продвигал сын инспектора, вполне вероятно, пытаясь оправдать своего отца. Порешили, что крушение было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара, связанный с революционными организациями. Поместив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, рассчитав момент взрыва ко времени завтрака царской семьи, он сошёл с поезда на остановке перед взрывом и впоследствии скрылся за границей. Не такая уж и безнадёжная, с точки зрения вероятности, трактовка, учитывая, что с момента последнего покушения (того самого, после которого Владимир Ульянов очень озлобился на императора и саму систему самодержавия в целом, лишившую его горячо любимого братца Александра) прошло всего около года.

Впрочем, сам Александр, видимо, решил не привлекать внимание общественности к мысли о том, что страшная железнодорожная катастрофа могла быть не несчастным случаем, а запланированным террористическим актом, очередным покушением революционеров на жизнь правящего императора. Вероятно, он полагал, что известие о том, что террористы почти одержали победу, вдохнет новые силы в подпольные организации и придаст революционерам силы.

Железнодорожная катастрофа повлекла за собой два очень важных события. Во-первых, Александр не забыл, как будущий министр Витте убедительно просил, заклинал и умолял не садиться в окаянный поезд. История умалчивает, аргументировал ли он это слухами о предстоящем теракте, или говорил о не самых исправных рельсах. Как бы то ни было, после всех этих громких событий, Витте стал начальником новообразованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Так было положено начало одной из самых блистательных карьер за период царствования Романовых. Учитывая, что дальнейшая деятельность Витте в целом благотворно сказалась на состоянии общих экономических дел Российской Империи, выбор был сделан удачный.

Что касается второго немаловажного события, то тут мы предпочтем удержаться от оценки. После железнодорожного происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Цвет лица его стал землистым, пропал аппетит, плохо работало сердце. Заработав еще и простуду, император почувствовал себя совсем скверно. Врачи диагностировали у него нефрит — острое воспаление почек. Царь, было отправился на лечение в Грецию, но по пути почувствовал себя настолько плохо, что было решено остановиться в Ливадии. Увы, свежий целебный ялтинский воздух на этот раз оказался бессилен. Александр угас за месяц. Он страшно исхудал, измученный болезнью. Он почти ничего не ел, не ходил. Лежать и нормально спать он тоже не мог. 20 октября 1894 года мучения его кончились. В тот же день принес присягу на верность престолу новый император — Николай II. Император, приход которого ко власти ознаменовал собой новую эпоху и более уже не робкую надежду общества на реформы - или революцию.

Хотя и на счёт недуга Александра и его кончины существует альтернативная версия. Небезызвестны истории о нездоровой тяге императора к крепким спиртным напиткам, которые, как известно, оказывают далеко не положительный эффект на состояние почек.

Но о том, что миф, а что ложь – вы узнаете в одном из грядущих постов.

Stay tuned!

Больше историй про императоров