Найти тему

Размышления об уроках литературы

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ...
*Размышления о современной школе и уроках литературы*
Поразительно, как по-разному можно преподавать литературу. Можно вбивать в головы учеников шаблонные фразы, требуя запоминания, а главное - согласия с позицией учителя. А можно совсем иначе. Можно влюблять в литературу.
Недавно наткнулась на пост учительницы, выложенный под заголовком «Новое поколение учат выгоревшие люди, которым надо как-то прожить до зарплаты». Я не буду долго рассуждать сейчас о причинах учительского выгорания. Тема эта требует отдельного разговора. Скажу только, что таким учителям значительно сложнее вдохновить ученика на изучение предмета. А вдохновение – основа обучения, особенно если мы говорим о литературе. Оставит ли урок, проведённый по учебнику, шаблонно, без заинтересованности самого учителя в памяти учеников хоть что-то? Большой вопрос.
Помню, моя знакомая, которая учится сейчас в одиннадцатом классе, на мой вопрос:
-Почему ты сидишь в ВК во время литературы?
Ответила:
-Я устала слушать о том, что я спокойно могу прочитать в учебнике. "Болконский является представителем…" - как тебе, не режет слух? К тому же всё, что она говорит – это бред.
-А поспорить?
-Ой, кому это нужно? Не хочу, чтобы на меня рычали.
"Ну, обычная троечница, что с неё взять?" - скажете вы. Только эта "троечница" идёт на красный аттестат и приносит своей школе призовые места на олимпиадах. Но изучать материал приходится самостоятельно, что очень грустно. Урезание часов русского и литературы ещё больше усугубляет ситуацию.
Мне повезло, что литература преподавалась у нас иначе. Нам много давали сверх программы. Нам рассказывали о вещах, которые не прочитаешь в учебнике. Но главное, учили говорить и думать. Помню, на одном из уроков учительница литературы спросила, как я отношусь к поступку героя из какого-то произведения – я зажалась и не могла высказать своего мнения (а может, просто его не имела?). Привела в пример выражение известного критика, а она внимательно посмотрела на меня и сказала: "Это понятно. Это известно. А что думаешь лично ты?".
Тогда я не смогла ответить на этот вопрос. Он попросту показался мне странным. Какая, в конце концов, разница, что думаю я: кто я по сравнению с Белинским, Добролюбовым и другими выдающимися критиками?.. Только спустя годы понимаю, как важно не бояться быть собой. Как велика роль интереса учителя к мнению ученика. И при этом не принципиально, сходятся ваши взгляды или нет. Не стыдно сказать, что тебе не понравилось произведение, если ты можешь объяснить, почему. Если же любое слово против воспринимается учителем как провокация со стороны ученика, то любовь к предмету постепенно угасает. Сложно любить литературу, если тебе не дают права голоса. Да и возможно ли иметь единственно правильное мнение о предмете искусства?
Корней Чуковский в своей книге "От двух до пяти" писал, что поэзия (а я добавлю: любая хорошая литература) - это самое настоящее счастье, которое чувствуешь сердцем. Он считал, что учитель должен в первую очередь делиться этим счастьем, позволяя насладиться приёмом, ритмом, музыкой стиха, а не заставлять заучивать штампованные фразы из учебников и зубрить стихи, которые включены в школьную программу и, при этом, с моей точки зрения, не всегда удачно.
Зубрить! Не математические формулы, не даты, не английские слова, а стихи! Уму непостижимо. А что остаётся, если не нравится? И что делать, если с учителем допустимо обсуждать только то, что входит в рамки программы, а любые вопросы вне её вызывают раздражение?.. Конечно, и мы учили программные стихи и читали произведения, которые не очень-то были нам близки. Но мы имели право сказать, что роман нам не понравился, а стихотворение слишком рвёт душу.
Да, бывало, что мы не читали. Помню, возникли трудности с Твардовским. Трудно сказать, почему. Но тогда почти весь класс пришёл неподготовленным. Учительница могла собрать дневники у всего класса и наставить двоек. Но она не сделала этого. Она вышла из класса и вернулась с книгой. И весь урок она читала нам «Василия Тёркина». Просто читала. А мы просто слушали. Она не говорила о том, что он великий поэт, что его надо знать… нет. Она просто говорила с нами его голосом, его стихами. На следующий урок мы пришли подготовленными. Показательно, не правда ли?
Так, из своего школьного опыта я вынесла понимание: учить предмету, связанному с искусством,– это не просто вести урок, но влюблять в произведения, дарить то счастье, о котором писал Чуковский. Учить ребят чувствовать литературу и творчески, нестандартно подходить к каждому уроку. Ведь это так важно – не потушить внутренний огонёк, который изначально присущ каждому ребёнку. Не затоптать ростки ученического «я», без которого развитие и творчество невозможно. А что такое литература и её изучение, если не творчество?

Если вам понравилась заметка, ставьте класс и подписывайтесь на канал :)