В 1920 году серия фотографий фей привлекла внимание всего мира. Фотографии были сделаны двумя молодыми девушками, двоюродными сёстрами Фрэнсис Гриффит и Эльси Райт, игравшими в саду дома в деревне Этси Котттли. Фотографические эксперты, осматривавшие снимки, объявили их подлинными. Спиритуалисты поощряли их как доказательство существования сверхъестественных существ, и, несмотря на критику со стороны скептиков, фотографии стали одними из самых широко известных фотографий в мире. Только спустя несколько десятилетий в конце 1970-х годов, фотографии были окончательно развенчаны.
Происхождение фотографий
Во время Первой мировой войны десятилетняя Фрэнсис Гриффитс, которая была из Южной Африки, пока отец её сражался на войне, переехала к Райтам - её тёте и дяде. Она и ее двоюродная сечтра, тринадцатилетняя Элси, часто играли вместе в большом саду у дома в деревне Коттингли.
В июле 1917 года пара попросила у отца Элси фотокамеру, сказав ему, что они хотят сфотографировать фей, с которыми они играли все утро. Отец Элси посмеялся и показал им, как использовать камеру. Через час девочки вернулись, объявив свой проект успешным. И когда мистер Райт в тот же вечер сделал снимки, он увидел, что на фотографии с Френсис действительно была фея. Однако он отклонил объяснение девушек, предполагая, что снимок был трюком. Он спросил Элси, почему на фотографии появились «кусочки бумаги».
Даже когда чуть более месяца спустя девочки сделали вторую фотографию Элси с гномом, отец отнёсся к изображениям, как к шутке, посчитав изображения вырезками из бумаги, и отложил их. У фей были слишком современные, по парижской моде, причёски и платья. Родители девочек обыскали и дом, и место около ручья, но подозрительных клочков бумаги не обнаружили.
Если отец Элси принял снимок скептически, мать Элси, Полли Райт, была убеждена в существовании сверхъестественного, и была более заинтригована фотографиями. В 1919 году она посетила лекцию по спиритуализму, где показала фотографии докладчику и спросила его, могут ли феи быть «в конце концов».
Докладчик сообщил о фотографии Эдуарду Гарднеру - лидеру Теософического движения, который, в свою очередь, попросил фотографа Гарольда Снеллинга изучить их. Снеллинг объявил, что снимки были
"genuine unfaked photographs of single exposure, open-air work, show movement in all the fairy figures, and there is no trace whatever of studio work involving card or paper models, dark backgrounds, painted figures, etc."
«подлинными неподдельными фотографиями одиночной экспозиции, работы под открытым небом, показывают движение во всех фигурах феи, и нет никаких следов студийных работ, связанных с карточными или бумажными моделями, темными фонами, рисунками и т. д.»
Как только фотоснимки получили этото признание, феерические образы начали распространяться по всему британскому спиритуалистскому сообществу, и вскоре на нихобратил внимание сэра Артур Конан Дойль - автор Шерлока Холмса. Дойль был страстным сторонником спиритуализма, и он "застрял" на изображениях, убедившись, что они являются убедительным фотографическим доказательством существования сверхъестественных волшебных существ. В августе 1920 года сёстры по настоянию Дойля сняли ещё три фотографии с феями.
После этого в том же году Дойл написал статью об этих снимках, где он с пристрастием уверял о подлинности фотоснимков. Статья была опубликована в декабрьском выпуске журнала The Strand Magazine. Это привлекло к фотографиям внимание широкой публики и возник жаркий международный спор спиритуалистов и скептиков. Через год Конан Дойль опубликовал книгу "Пришествие Фей," где утверждалось, что феи всё-таки существуют.
В дополнение к очевидному факту, что феи выглядят как бумажные фигурки, скептики заметили много странного на фотографиях. Например, на первой фотографии Фрэнсис почему-то не смотрит на фей. (Девушки утверждали, что они так привыкли к феям, что они часто не обращали на них внимания.) Почему-то у второй феи слева нет крыльев. На второй фотографии рука Элси причудливо вытянута (Фрэнсис приписала это «наклон камеры»). На четвертой фотографии фея одета по последней французской моде.
Несмотря на эти проблемы, фотографии продолжали привлекать верующих. Большая часть этой веры может быть отнесена к контексту времени. К концу Первой мировой войны англичане были эмоционально повержены и подавлены четырьмя годами безжалостного кровопролития. Казалось, что они нуждаются в чем-то, что подтвердит их веру в доброту и невинность. Они нашли такое подтверждение в сказочных фотографиях Фрэнсис и Элси.
Как были развенчаны фотографии.
Только в 1978 году Джеймс Рэнди заметил, что феи на фотографиях очень похожи на фигуры в детской книге «Подарочная книга принцессы Мэри», которая была опубликована в 1915 году, то есть незадолго до того, как девочки сделали фотографии.
Впоследствии, в 1981 году, Элсис Райт призналась Джо Куперу, который брал у нее интервью для журнала The Unexplained, что феи были, по сути, вырезанными из бумаги фигурками. Она объяснила, что она нарисовала фей, изпользуя "Подарочную книгу принцессы Марии", как вдохновение. Затем она вырезала бумажные эскизы которые она укрепляла на месте с помощью шляпных булавок . На второй фотографии (Элси и гном) кончик булавки можно увидеть в середине существа. Дойл видел эту точку, но интерпретировал ее как пупок, что подвигло его утверждать, будто бы феи рожают так же, как и люди!
Анализ фотографий при помощи новых техологий также доказал, что они фальшивые.
Прочесть про фей из Коттингли на русском можно здесь
Прочесть про анализ фотографий на русском можно здесь.
Книга Конана Дойля на английском.
Фильмы про фей из Коттингли - Fairy Tale & Photographing Fairies
Фотографии взяты с hoaxes.org.
Предлагаю прочитать:
Невероятные фрески Джеймса Мелларта всётаки оказалиь фальшивыми
Свой «Остап Бендер» в археологии
Как Александр Пушкин стал Александром Дюма
Йонагуни – руины древней цивилизации?
Бастилия 3 штуки – не шутка!!!
Откуда растут ноги у насовских виман?
Па-а-а ту-у-ндрэ, па железна-а-ай даро-о-ге…
Шведы балакали, размовляли, баяли… по-русски… Как это?
Забористая «лапша» из Новой Зеландии :о)
О японцах, айнах и людях-пауках
Чандарская (дашкина) плита или «карта создателя»
Живые мамонты нашего времени Видео