В последнее время, в информационном пространстве все чаще можно встретить или услышать термин «геополитика». История термина лежит в плоскости дискуссий немецкого генерала Карла Хаусхофера – издателя журнала «Geopolitik», разработавшего военно-геополитическую доктрину «Континентального блока» (Берлин-Москва-Токио)
для объединения Евразии в противовес англо-саксонскому миру Британии и США.
Наряду с немецким генералом, основоположниками «геополитики» считаются шведский политолог Рудольф Челлен, немецкий географ Фридрих Ратцель, британский географ Хэлфорд Маккиндер, американский историк и адмирал Альфред Мэхэн, американский исследователь Николас Спикмэн. (Очень рекомендую, если еще не читали и увлекаетесь историей политических теорий, найти время на изучение работ данных авторов).
А речь пойдет несколько о другом. О том, что подразумевает геополитический контекст
в описании устройства цивилизации настоящего времени.
В нынешнее время, объяснение геополитических процессов принято обозначать в материальных терминах и смыслах. Аспекты и причины, в большинстве своем, сводятся к экономическим факторам и посему, геополитика истолковывается как экономические интересы с привязкой к территории – географии.
Можно сказать:
геополитика – есть политическая манипуляция ради достижения сугубо экономических целей под знаменем «редукционизма»,
камуфлирующего истинные мотивы.
А геополитические цели, если отбросить ширму «редукционизма», выходят далеко за рамки чистой экономики. В том смысле, что, целью манипуляций является и ценностный фактор (религиозный, духовный, мировоззренческий, нравственный и культурный).
Государственность, в общих чертах, складывается из нескольких факторов:
организация обороны (в первую очередь);
правосудие (необходимый непредвзятый судебный арбитр);
военный руководитель (в т.ч. и обладающий полнотой власти);
«состязательность» в обществе и его устройстве;
религиозно-философский характер всех факторов.
Таким образом, политический консенсус в обеспечении правового государства, происходит из «мистических идей».
В том смысле, что нравственность права, соотносится с верованиями общества и, по сути, из них же происходит – из представлений о жизни и мире. Распад нравственных норм, неминуемо означает и сомнение в легитимности власти.
В мировой истории можно найти множество примеров связи аксиологии с политикой. Буквально – все государства, так или иначе, связаны с религией или верованиями народов.
Единственное, в настоящее время, публичность таковой политической ориентации чаще всего происходит конспиративно и закулисно.
Скрывая или приукрашивая собственные нравственные и мировоззренческие убеждения, демократические институты ряда ведущих государств, не так явно освещают аксиологическую мотивацию на геополитической «шахматной доске».
Как пример, можно вспомнить речь Мадлен Олбрайт на тему, что, несправедливо России одной распоряжаться Сибирью.
Казалось бы, есть только экономический интерес. Но…
Однако – это не так: планы о расчленении России, произрастают из куда более религиозных предпосылок нежели, кажется на первый взгляд. Об этом в другой раз...
Имманентизм главенствует в мировоззренческо-аксиологической функции геополитических стандартов современного западного общества.
А за видимой антирелигиозной риторикой и политикой – при формальном сохранении религиозных институтов и толерантном отношении к новым религиозным движениями, скрывается глобальный идеологический абсолютизм.
Корни этого абсолютизма в падении Нового Рима в 1453 году, когда произошел окончательный исторический разрыв западного с античным миром, и, утеря оным доступа к источникам греко-римской цивилизации, из которой, западный мир брал свое начало.
К сожалению, при падении православно-византийской культурной и политической модели, западный мир присвоил себе место наследника всей греко-римской цивилизации.
Да, предпосылки к отрыву западного мира от Востока, не ограничены лишь падением Константинополя. Еще раньше, римскими епископами было присвоено себе звание «Pontifex Maximus» (титул «верховного жреца» в Древнем Риме), после того, как в 391 году император Феодосий Великий объявил христианство, религией империи (запретив языческие культы) и отказался от данного титула в силу несоответствия оного образу личности христианского царя.
Претензии на мирскую имперскую власть у римских епископов обозначились уже тогда.
Следующий значимый момент в истории – это завоевание лангобардами Равенны, столицы наместничества Византии в Италии. Под угрозой был захват Рима – юридически являвшимся византийским дукатом и понтифик обратился за помощью к франкам. Искушение захватить византийские территории воплотилось в 756 году, а взамен помощи от франков, Папа Римский Лев III незаконно короновал в 800 году их предводителя – Карла, передав ему титул «императора Римского». Незаконно, потому что право передачи титула принадлежало римскому императору и Римскому Сенату в Константинополе.
Затем, чреда междуусобиц и варварских войн захлестнула Италию, а римские папы умело лавировали в процессе, отчуждаясь все больше и приводя к разрыву римской кафедры с Вселенской Церковью.
Уже тогда, западная мысль в направлении использовать подтасовку фактов и манипуляции, превзошла саму себя стократ, даже, если и сравнивать со всеми нынешними.
Речь о подлоге, известном в истории как «Константинов дар» («Donatio Constantini»)...
Таким образом, начиная с присвоения римскими епископами себе статуса «верховного жреца» («Pontifex Maximus»), плюс на основании фальшивого «дара» и с целью легитимации в последствии наследников Карла Великого на престоле – как итог – явился миру церковный раскол в 1054 году. То есть, разрыв римской кафедры с Православными Церквями означал, что, раз сама византийская власть незаконна (благодаря анафеме со стороны римской кафедры), то, следовательно, и претензии на престол обоснованы только у германских императоров. Вот в этих тонких исторических моментах заключается фундаментальная база идеологического и психологического притязания западного мира
на политическую исключительность, единственную легитимность в вопросе исключительной преемственности греко-римской цивилизации.
Стоит добавить, что римские легаты, вручившие буллу с отлучением и анафемой Константинопольскому патриарху в константинопольском Соборе Святой Софии, действовали от имени уже умершего понтифика Льва IX (он умер в плену у норманнов).
Но, это и не главное .
Юридическая формальность не имеет значения, а важен сам факт отлучения и последующий раскол, основанные на лживых обвинениях Церкви в ересях.
Резюмируя выше сказанное:
Претензия на монопольную исключительность сначала у Западной Европы, а следом и всего западного мира включая англо-саксонскую Америку – лжеимперская окраска, ставшая на сегодняшний день псевдодемократической.
Можно даже так же сказать:
психологическая предрасположенность
к утверждению исключительности – это одна из причин установления мировоззренческого фундаментализма в западном мире, не имевшего никакой политической и нравственной ценности в Византии…
В последующих статьях, постараюсь чуть более подробнее раскрыть причины и последствия двойных геополитических стандартов, рассматривая через призму мировоззренческих концепций. Надеюсь, что будет вдохновение...