Найти тему

Что такое кризис первого года. Часть I

Вашему малышу около года. Чуть больше или меньше, неважно. Вы уже чувствуете себя опытной мамой. А как же! Вы научились мастерски справляться с домашними делами, пока малыш спит или играет у ваших ног с кастрюльками и погремушками. Вы разбираетесь, как заправский косметолог во всех типах и видах детских кремов, научились за десять минут одевать ребёнка и выносить его и коляску из узких дверей лифта. Вы даже успеваете порадовать мужа вкусным ужином и погладить ему, любимому, рубашку. Даже ворчливая свекровь признаёт, что из вас получилась отличная мама и умиляется своему улыбчивому внуку. А сегодня с утра это сокровище, кажется, сошло с ума и решило свести с ума вас и остальных домочадцев.  Ещё вчера послушное чудесное дитя, а сегодня его будто подменили. Во время завтрака он плевался едой, обрызгав вас и стены. Потом попытался залезть в стиральную машину, вытащил и перевернул ведро с мусором, процесс одевания на прогулку растянулся на полтора часа из-за его ярого сопротивления. На улице он попытался слопать найденный в песочнице окурок, потом на неокрепших ножках удрал от вас и чуть не вылетел на проезжую часть. Хотя было видно, что устал, категорически не хотел идти домой, отбивался и кусался. Процесс укладывания спать растянулся на полчаса, когда он то просился на ручки, то отталкивал, опять лез на ручки, будто не понимая, что же ему на самом деле надо.  Поздравляем! У вашего малыша кризис первого года!  Кризисы- это неизбежный признак взросления, и они наступают у 100% психически нормальных детей с небольшим колебанием по возрастным границам. В какие-то моменты психика ребёнка совершает резкий скачок в развитии (это бывает связано или с новыми установившимися связями в мозгу, с гормональной перестройкой), и в этот момент ВСЕГДА наступает кризис. И хотя сейчас все родители знают, что кризисы существуют, но все оказываются неготовыми к проявлениям кризиса у собственного чада. А тут ещё на бедную маму начинают валиться разномастные советы от бабушек, соседок, врачей и кумушек-подружек: «избаловали, наказывать надо!» «вам бы успокоительный сбор попить» «а к невропатологу не обращались?» «у вас с мужем, наверное, всё плохо, вот дитё и чувствует…»  Отметите все эти «советы» и сначала уясните, почему случается кризис. Ребенок развивается постепенно, но не ровно, а как бы рывками переходя с одной «ступеньки» на другую. Каждый такой переход обязательно сопровождается кризисом — ребёнок уже сознаёт, что может большего, но еще не знает, чего именно, как этого добиться, или не умеет достичь желаемого. Это – со стороны ребёнка.  Но и родители, не понимая, что происходит с ребёнком, вступают с ним в конфликт, а не помогают. Так возникает кризис – когда между ребёнком и родителями возникает некоторая напряжённость и недопонимание. Из этого следуют три вывода: пережить кризис – это не попытаться «сломать» ребёнка, а найти компромиссное решение. Второй вывод: если вести себя правильно, кризис всегда заканчивается. Третий вывод: за кризисом первого года будут новые. А конкретно: второго года, третьего года, 6-тилетки, подростковый кризис, кризис юности, а там уже и до кризиса среднего возраста доживём..  Что характерно для этого первого кризиса?  И как пройти кризис первого года с наименьшими потерями и с наибольшей пользой? В возрасте от 10 месяцев до года и 3 месяцев каждый ребёнок однажды из покладистой крохи превращается в упрямого монстрика. Он будто не может усидеть на месте, и хотя плохо ходит (или почти не ходит), всюду лезет, всё тащит, всё ломает. Запреты игнорирует, раздражается, любое, что не по нему, вызывает истерику и слёзы. Со стороны кормление начинает походить на бесплатный цирк, а одевание на уроки борьбы. При этом ребёнок становится «мамсиком», не отлипая от мамы в какие-то дни настолько, что маме приходится даже в туалет ходить с ним.  Почему так происходит?  Как уже говорилось выше, кризис наступает тогда, когда есть противоречие между желаемым и реальными возможностями ребенка. Представьте: раньше ваш малыш был одним целым — сперва физически, затем психологически — с мамой, и полностью зависел от нее и других взрослых. Если кроху что-то беспокоило, он давал об этом знать плачем, и вы заботились о нем. Увидел что-то интересное, показал пальчиком – и вот уже мама несет прямиком к цели. Здорово, но для малыша пока совсем непонятно: где же заканчиваюсь я и начинается весь остальной мир?  Вот ваш карапуз встал на ножки, сделал первые шаги. И очень быстро обнаружил, что, оказывается, теперь он может сам добраться туда, куда хочется! И может сам выбрать, куда идти, что схватить и рассмотреть. Оказывается, можно самому кушать такое интересное яблочное пюре, а если невкусно — выплевывать! И если я разозлился на маму, то могу убежать от нее или отбрыкаться… Но потом выясняется, что даже если я пытаюсь кушать сам, ложка почему-то норовит перевернуться, и я все равно остаюсь голодным, и такой красивый мячик выскальзывает из неловких ручек и убегает далеко, и колечки от пирамидки никак не хотят нанизываться… Обидно!!! Так где же теперь заканчиваюсь я и начинается мама?... И куда подевается мама, если я убегу далеко-далеко?... И если мы не одно целое, то вдруг она куда-то исчезнет без меня?  Продолжение следует...