Кубинский кризис – единственный в нашей истории термоядерный кризис – стал кульминацией "холодной войны". Нельзя обвинить в его возникновении только одну страну, так как документы свидетельствуют о дипломатических просчетах и СССР, и США. Однако, главным результатом этих событий стало всё-таки избавление мира от прямой угрозы ядерной войны.
В современной историографии в отношении Карибского кризиса существуют следующие точки зрения. Одни историки предполагают, что причины его носили военный характер: Советский союз стремился уменьшить военный дисбаланс в количестве ядерных боеголовок. Некоторые эксперты говорят о политических причинах: попытке США предотвратить распространение идеи коммунизма в Западном полушарии. В настоящее время достаточно распространена позиция о том, что главным фактором Карибского кризиса было взаимное недоверие. Внимание современных экспертов акцентируется на цивилизационных различиях между двумя государствами, неспособности политического и военного руководства здраво оценивать последствия собственных решений и реакцию противоположной стороны. Никто не хотел войны, но она была, как никогда, возможна.
В это же время немаловажную роль сыграли гегемонистские устремления США, которая стремилась быть "вершителем судеб человеческих". При всех модификациях внешнеполитических и военно-политических доктрин, провозглашавшихся и проводившихся в жизнь сменявшими друг друга правительствами США во второй половине ХХ века, их квинтэссенцией неизменно оставалось притязание на мировое лидерство. Это же проявилось и в первый период президентства Кеннеди, которого в настоящее время даже в американской историографии внешней политики именуют имперским президентом, именно за его внешнеполитические устремления. Однако, он сумел в критические минуты человеческой истории проявить, в отличие от военной верхушки США, необходимую настороженность и сдержанность.
Карибский кризис окончился мирным урегулированием конфликта. Западное общество, не знавшее "закулисной истории" кризиса, праздновало решение конфликта как личную победу президента. Сам же Кеннеди смотрел на вещи намного трезвее после того, как заглянул в "ядерную бездну". Он пришёл к выводу, что Советское руководство разделяло его интересы в ограничении гонки вооружения, и что он с Н.С. Хрущёвым, с которым впоследствии мог связаться по "красному телефону", должен вместе работать над этой целью. Это были первые ростки "политики разрядки", мотивы и цели которой Кеннеди подробнее изложит в программной речи в Американском университете 10 июня 1963 года.
Поэтому можно сделать вывод, что решающую роль в улаживании конфликта 1962 года сыграл тот факт, что лидеры обоих государств смогли переступить через свои политические амбиции, трезво проанализировать события и найти компромисс.
Главным и решающим фактором успешного разрешения вопроса в Карибском кризисе является осознание ядерными державами своей незащищенности и зависимости друг от друга. Стало ясно, что угроза третьей мировой войны реальна и допускать её нельзя. Урок полностью был усвоен: руководства обеих стран впоследствии не допускали в своих отношениях таких накалённых ситуаций. И, важно отметить, что, именно после решения Карибского кризиса, отношения между странами-участницами вышли на более высокий уровень: от непонимания и категорического недоверия к попытке делового и политического сотрудничества. Примером этого может служить Договор о прекращении ядерных испытаний.
Карибский кризис возымел и серьёзные отрицательные последствия в долгосрочной перспективе. Руководство Советского союза не смогло просто так забыть унизительный шаг, как ему казалось, потерю своего престижа, своей страны, когда на глазах у всего мира пришлось вывозить обратно свои ракеты с Кубы. Советский военный истеблишмент использовал эту ситуацию для того, чтобы начать новую и более развернутую программу укрепления и наращивания ракетно-ядерных комплексов и вооружений.
Так Карибский кризис стал новым фактором и дал толчок развития в новой гонке вооружений, что, соответственно, сделало нестабильной военную, а значит и политическую, и экономическую обстановку в мире. В то же самое время у обеих ядерных сверхдержав на тот момент был высокий шанс начать сообща контролировать эту гонку вооружений, или по крайней мере отдельные её направления. Нужно было приложить максимум усилий, чтобы расширить договоренность о выводе ракет средней дальности из Турции и Кубы путем взаимного запрета на размещение всего класса таких ракет. Однако США не стремились к этому, так как уже имели подобного класса ракеты в Италии и Великобритании, а Советский Союз, напротив, не размещал их нигде, кроме Кубы. Понадобилось более десяти лет, чтобы весь вопрос был поставлен в плоскость военно-политических переговоров, когда уже Советский союз сам стал инициатором новой гонки вооружения так называемых «евроракет», разработанных и созданных и в СССР, и в США, и нацеленных на Евразию с территории разных европейских стран.
Таким образом, мы должны сделать вывод о том, что экономические, политические и иные факторы могут спровоцировать повторение конфликта. В мировой истории XXI века примером такого конфликта можно назвать противостояние Северной и Южной Кореи. Только путём тяжёлых и долгих переговоров был найден компромисс. Это не говорит о том, что конфликт исчерпан полностью, впереди много работы. Но главным критерием всегда остаётся дипломатия. Только путём дипломатических переговоров можно прийти к консенсусу и мирному решению, так как третью мировую войну наша планета не переживёт.
Благодарю за внимание! Впереди ещё много увлекательных очерков. Подписывайтесь на канал и узнавайте самое интересное первыми.